Akira Kurosavaning afsonaviy filmlari / 10 фильмов Куросавы, которые нельзя не увидеть

090

23 март — буюк япон кинорежиссёри Акиро Куросава таваллуд топган кун
23 марта 1910 года родился режиссёр Акира Куросава

Акира Куросава (1910.23.3, Токио -1998) — япон кинорежиссёри, сценарийчи. Режиссёрлик фаолиятини 1936 й. бошлаган. 1950 й. экранлаштирган «Расёмон» фильми б-н жаҳонга танилди. «Овсар», «Етти самурай», «Дерсу Узала», «Жангчининг сояси», «Жароҳат», «Август рапсодияси» фильмлари машхур. Унинг фильмлари инсон характерини очишда ўзига хос талқини, ўткир драматик зиддиятлари б-н ажралиб туради. Ахлоқ, шахснинг руҳий такомили, инсоннинг доимо эзгуликка интили- ши лозимлиги Куросава ижодининг асосий мавзусидир.

011

АКИРА КУРОСАВА — ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР ЯПОНСКОГО КИНО

Вклад Акиры Куросавы в мировой кинематограф поистине бесценен, его творчество послужило своего рода мостом между традиционным кино и модерном, между Западом и Востоком. Куросава сам писал сценарии к своим фильмам, отлично знал мировую литературу и не раз экранизировал классику, перенося сюжеты на японскую почву. Он снимал фильмы на исторические темы и на современные сюжеты. Его ленты – «Расемон», «Семь самураев», «Дерсу Узала» – были удостоены высших кинонаград и оказали огромное влияние не только на национальный, но и на весь мировой кинематограф. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих на подражание. Критики нередко относят его к числу лучших режиссеров мира…

08
Акира Куросава (третий справа в первом ряду) с семьей, в том числе его мать (справа от него), его отец (стоит за его спиной), и его брат, Хейго (крайний справа в первом ряду). 1914 год

Акира Куросава родился в Японии, в Токио. Окончил школу западного рисования «Doshusha». В кино начал работать с 1936 года, был ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото. Первый фильм Куросавы, «Гений дзю-до», был рассказывал о развитии дзюдо в стране в конце 19 века. Некоторые его фильмы имели явный политический уклон, например, картина, поставленная по пьесе театра кабуки «Мужчины, идущие по следу тигра», из — за запрета оккупационными властями вышла на экраны лишь в 1952 году.
В своем более позднем творчестве Акира Куросава отходит от злободневности и обращается к пути постижения тайны красоты и смерти. Этапными для творчества режиссера стали фильмы «Пьяный ангел», «Семь самураев», «Расёмон». Несколько лент Куросава поставил по произведениям русских и западных писателей — «Идиот», «Трон в крови», «Рай и ад». Во многих фильмах выдающегося режиссера снимался Тосиро Мифунэ. Куросава много и плодотворно снимает все 70 — е и 80 — е. Из его относительно недавних работ стоит упомянуть «Мечты Акиры Куросавы» и «Рапсодию в августе». Вклад Акиры Куросавы в мировой кинематограф поистине бесценен, его творчество послужило своего рода мостом между традиционным кино и модерном, между Западом и Востоком.
083Один из известнейших фильмов Куросавы «Семь самураев» (1954) задумывался автором как хроника одного дня из жизни самурая, завершающегося обрядом харакири из-за незначительной оплошности совершённой в течение дня. Однако, хороший сценарий из этой истории никак не получался и режиссёр отдал приказ съёмочной группе заняться поисками исторических фактов из эпохи древней Японии. Тогда то и появился сюжет о самурае, который нанялся защищать крестьян от разбойников за пищу и жильё. Многие исследователи творчества режиссёра считают этот фильм лучшим его творением. Впервые в мировом кино была использована очень популярная сегодня техника одновременной съёмки тремя разноплановыми камерами. Здесь же мы видим и приём съёмки рапидом, гениально развитый впоследствии в своём творчестве Джоном Ву. Биографии каждого из семи самураев были записаны в отдельный блокнот, фильм необычайно реалистичен и включает в себя 284 эпизода (в «Расёмоне» их, например, было 57). Полная версия длится 3 часа 23 минуты, но д ля мирового проката и Венеции фильм был урезан до 2 ч 40 мин.
Однако, подобные ленты не приносили большой кассы, а компания должна была как-то существовать дальше. И в 1961 году он снимает остроумный и динамичный боевик «Телохранитель» («Yojinbo») об одиноком ронине (самурае без сюзерена), наёмнике из рассказов Сюгоро Ямамото. Фильм имел большой кассовый успех и спустя год Куросава снял продолжение картины — «Отважный Сандзюро» («Sanjuro») (1962). За роль в «Телохранителе» Тосиро Мифунэ получил звание лучшего артиста на фестивале в Венеции. Оба фильма оказали огромное влияние на жанр боевика.
033 А в марте 1990 года Куросава всё-таки получает своего «персонального» «Оскара» — Почётную награду Американской Киноакадемии «за достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире». И в этом же году выходит его новая работа, спродюссированная Стивеном Спилбергом «Сны Акиры Куросавы». Восемь совершенно отдельных сюжетов, «снов» режиссёра, предлагают поразмышлять о смысле смерти и силе жизни, необходимости творчества и человеческой природе. В одной из новелл в роли Винсента Ван Гога снялся популярный режиссёр Мартин Скорсезе.
«Августовская рапсодия» (1991) по роману Кийоку Мурасе «Nabe no naka» повествует об атомном взрыве в Нагасаки, увиденном глазами современных людей: детей, которым о трагедии рассказывает бабушка, и их богатого американского родственника. В роли американца японского происхождения — Ричард Гир. Действие фильма нединамично, кадр, в лучших традициях японской культуры, статичен и позволяет не торопясь насладиться его красотой. Куросава наконец то может позволить себе снять то, что хочет.
В апреле 1993 года компания «ТОНО» выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках. В этом же году вышел его последний фильм «Нет, ещё нет» о дружбе между писателем и его учениками. Название фильма — цитата из диалога: «Готов ли ты перейти в мир иной?» — «Нет, ещё нет…».
24 декабря 1997 года, в возрасте 77 лет, ушел из жизни Тосиро Мифунэ — человек, блистательно сыгравший главные роли более чем в половине фильмов Куросавы.
Акира Куросава: «Он очень быстро двигался и одним движением мог передать то, на что другим требовалось как минимум три! И при этой стремительности он всегда мог выразить чрезвычайно тонкие чуства. Актёры редко производят на меня сильное впечатление, но Тосиро Мифунэ был исключением из правил».
6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет, Акиры Куросавы не стало.

022

ЛЕГЕНДАРНЫЕ  ФИЛЬМЫ  АКИРЫ КУРОСАВЫ,КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ НЕ УВИДЕТЬ

023

«Расемон» / Rashomon (1950)

В основу фильма легли две новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ «Ворота Расёмон» и «В чаще». В центре сюжета — суд по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Четыре истории, четыре версии преступления, рассказанные случайными свидетелями, подозреваемым в убийстве бандитом, вдовой убитого и даже самим убитым самураем. Каждая версия открывает новые подробности случившегося, но какая из версий правдива?
В 1951 году «Расемон» получил главную премию Венецианского кинофестиваля — «Золотого Льва», а позже специальный почетный «Оскар» (номинации лучший иностранный фильм тогда еще не было).

023

«Идиот» / Hakuchi (1951)

В 1951 году Куросава снимает японскую киноадаптацию романа Федора Достоевского «Идиот». Достоевский был любимым писателем Куросавы. В своем творчестве Куросава часто обращается к русским писателям, в 1957 году он снимает свою адаптацию пьесы Горького «На дне».
Действие же «Идиота» из заснеженного Петербурга XIX века перенесено на заснеженный Хоккайдо века ХХ-го, а князь Мышкин в версии Куросавы стал бывшим военнопленным по имени Камеда. Режиссеру удалось сохранить дух и драматизм первоисточника. «Достоевский – мой любимый автор, и он один из немногих кто наиболее честно писал о человеческом существовании» — сказал когда-то Куросава. Фильм «Идиот» во многих интервью сам режиссер называл своей лучшей работой.
Оригинальная версия фильма состояла из двух частей общей продолжительностью 256 минут, но на студии этот вариант не приняли, посчитали слишком длинным, и Куросаве пришлось сократить его почти на 100 минут.

023

«Сны Акиры Куросавы» / Akira Kurosawa’s Dreams (1990)

Фильм «Сны» состоит из семи новелл, которые объединены лишь тем, что являются снами режиссера. В этой ленте Куросава размышляет на все те же вечные темы: жизни и смерти, творчества, человеческой природы. Очень красивая, местами сюрреалистичная фантазия действительно похожа на сон.
Интересным фактом фильма стало то, что одну из ролей в нем исполнил другой известный режиссер – Мартин Скорсезе, он сыграл Винсента Ван Гога в одной из новелл. Фильм был удостоен приза Японской киноакадемии, а так же номинировался на премию «Золотой глобус».

023

«Ран» («Смута»)/ Ran (1985)

В 1985 году Куросава снимает фильм «Ран» («Смута»). Япония, XVI век. Стареющий правитель решает разделить свои владения между тремя сыновьями. Обманутый старшими, он прогоняет младшего, осмелившегося критиковать решение отца. Но вскоре, всеми покинутый, лишившийся власти и рассудка, он остается один и лишь младший сын становится его опорой. Взяв за основу «Короля Лира» Куросава сделал масштабный эпос, с красивой японской природой, замками и батальными сценами.

В 1987 году «Смута» принесла своему создателю премию BAFTA (британский «Оскар») как лучший фильм на иностранном языке. А также номинации на «Оскар» и премию «Сезар».

Куросава не в первый раз обращается к мировой классике, и к Шекспиру в частности, в 1957 году он уже снял драму «Трон в крови», в основу которой был положен «Макбет». За «Трон в крови» Куросава получил очередного «Золотого льва» в Венеции.

023

«Телохранитель» / Yojimbo (1961)

Еще один фильм Куросавы, ставший источником вдохновения для многих других картин, — «Телохранитель». Действие фильма происходит в Японии в середине XIX века. В маленький городок, где орудуют два бандитских клана, приходит бродяга-самурай, он сталкивает обе банды между собой и заставляет их уничтожить друг друга. Фильм «Телохранитель» получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции в 1961году.

Спустя несколько лет сюжет фильма повторил итальянский режиссер Серджио Леоне в спагетти-вестерне «За пригоршню долларов» (1964). Причем в этом фильме Леоне позаимствовал у Куросавы не только идею, но и многие приёмы съёмки. Это стоило итальянцу судебного иска, который выиграл Куросава. Куросаве также достались 15% от мирового проката фильма Леоне и эксклюзивные права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. По словам Куросавы, картина «За пригоршню долларов» принесла ему больше денег, чем его же «Телохранитель» (1961).

В 1996 году вышла лента «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом в главной роли, которая также отчасти повторяет сюжет «Телохранителя». А в одном из последних фильмов Никиты Михалкова — «12» — из «Телохранителя» заимствован эпизод с собакой, несущей оторванную человеческую кисть.

023

«Семь самураев» / Shichinin no samurai (1954)

Следующий международный хит Куросавы, и, пожалуй, самый известный его фильм — «Семь самураев». Изначально фильм был задуман как один день из жизни самурая, фильм должен был стать хроникой поступков героя в течение дня, в конце главный герой должен был умереть, совершив харакири. Но, работая над этим сценарием, Куросава постепенно переключился на историю о семи ронинах (самураях без господина), защищающих небольшую деревеньку от нападения бандитов, по сути, таких же ронинов.

Действие фильма происходит в XVI веке, в Японии идет гражданская война, узнав о том, что бандиты готовят нападение на их деревню, жители нанимают для защиты семь странствующих самураев. Расплатиться жители деревни могут лишь едой, но самураи соглашаются и на это.

Фильм удивительно реалистичен и поэтичен одновременно, он стал одним из ярких символов неповторимого стиля Куросавы. «Семь самураев» были в числе номинантов «Оскара» и премии Британской киноакадемии, а в 1954 году фильм получил «Серебряного льва» на фестивале в Венеции. В 1960 был снят не менее успешный голливудский ремейк «самураев», один из самых известных вестернов — «Великолепная семерка».

023

«Кагемуся: Тень воина» / Kagemusha (1980)

Куросава снял «Тень воина» в 1980 году, в нем он вновь обращается к одному из своих любимых жанров – историческому кино. Когда работа над сценарием фильма была завершена Куросава начал переговоры с кинокомпанией, но в вопросе финансов режиссер и компания сойтись не смогли и средства для съемок фильма ему помогли достать Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас.

Действие фильма происходит во второй половине XVI века, Япония охвачена междоусобными войнами, соперничающие феодалы сражаются за власть над столицей – Киото, ибо власть над Киото означает власть над всей Японией. В этот круговорот случайно попадает мелкий воришка, вынужденный стать двойником известного феодала. Причина тому — его удивительное внешнее сходство с правителем, который и спасает вора от неминуемой казни.

В 1981 году фильм «Тень воина» был удостоен «Оскара» как Лучший фильм на иностранном языке. В этом же году Акира Куросава за этот фильм получил от Британской киноакадемии титул лучшего режиссера. «Тень воина» также стал лауреатом премии «Сезар» — лучший фильм на иностранном языке «Сезар», и получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1980 году.

023

«Трон в крови» (1957)

Фильм «Трон в крови» (1957) Куросава снял по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Макбет». Сюжет картины повторяет сюжет трагедии: воину Васидзу Такэтоки предсказали, что он станет императором. Он готов совершить любой поступок ради вожделенных трона и титула. В финале герои получают возмездие за свои злодеяния.
В режиссерской трактовке жена играет роль искусителя, подстрекателя. Она подталкивает Васидзу к преступным поступкам и убеждает его, что пророчество исполнится. Главный герой становится заложником своих страстей, он верит жене, потому что она говорит о его самых опасных желаниях.

Изобразительные и сценические средства театра Но повлияли на эстетику фильма и на игру актеров. Их движения немного искусственны, маски на их лицах как бы смазывают индивидуальность актеров. Нарочитая неестественность, присущая национальным театрам Японии, позволяет режиссеру максимально раскрыть конфликт пьесы.

023

«Жить» / Ikiru (1952)

В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить». Фильм «Жить» был удостоен специального приза на Берлинском кинофестивале в 1954 году.

«Жить» — это история «простого токийского бюрократа» Кандзи Ватанабэ, внезапно узнавшего, что он неизлечимо болен. Ватанабэ всю жизнь проработал на нелюбимой скучной работе, не взяв ни одного отгула, не помог ни одному человеку, не потратил деньги, которые зарабатывал и копил, он даже не покупал саке, в общем-то и не жил. Узнав, что ему осталось всего несколько месяцев, он решает изменить свою жизнь, успеть за оставшееся время то, что не успел за многие годы. «Подумать только, целых 30 лет я не замечал закат, а теперь у меня нет на это времени» — говорит в конце фильма главный герой.

023

Под стук трамвайных колес (Dodesukaden) 1970

Это рассказ и о больном мальчике, мечтающем стать водителем трамваев, который каждый день заходит в невидимый трамвай, поворачивает сотни невидимых рычажков, поправляет несуществующую фуражку и бежит с криком, имитирующим стук трамвайных колёс: «До-дес-ка-ден». О двух пьяницах, которые в подпитии обменялись собственными жёнами. О человеке, который из-за измены любимой жены отрешается от мира, уходит на дно и даже чуткая забота раскаявшейся супруги не может вернуть его к миру.

Хромой клерк устраивает вечеринку для сослуживцев, но веселье оканчивается дракой. Толстяк, воспитывает шестерых детей неверной жены. Безумный архитектор, рассказывает сыну о своих прекрасных градостроительных замыслах, а по вечерам собирает вместе с ним объедки, которыми однажды мальчик и отравится…

023

«На дне» (1957)

В  1957 году  после выпуска фильма «Трон на крови» Куросава снял одноимённую экранизацию пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года. Замена реалий царской России на реалии феодальной Японии — практически единственная вольность, которую позволил себе Куросава при переработке пьесы; в остальном фильм почти везде дословно верен тексту первоисточника. По мнению Дональда Ричи, наиболее принципиальным новшеством постановки является режиссёрская трактовка: Куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо более иронической интонации, придав социальной драме сатирический оттенок

023

«Сага о дзюдо» — «Гений дзюдо» (SugataSunsiro) 1943

Первой самостоятельной работой Куросавы как режиссера и сценариста стала картина «Сага о дзюдо» (SugataSunsiro; известен также и другой перевод названия ленты — «Гений дзюдо»), снятая по одноименному роману Цунео Томита. Лента повествует о воспитании дзюдоиста и об истории дзюдо. Философия этого боевого искусства дает повод режиссеру для развития в фильме темы духовного и физического совершенствования героя. Начиная с «Саги», в фокусе Куросавы будет находиться нравственный выбор человека и его духовный путь.

023

«Дерсу Узала» (1975)

В 1974 году Акира Куросава приезжает в СССР, и на студии «Мосфильм» снимает фильм «Дерсу Узала». В основу фильма положены произведения русского ученого и писателя Владимира Арсеньева. По его собственным словам, Куросава давно мечтал сделать экранизацию романа Владимира Арсеньева «Дерсу Узала».

На роль Арсеньева Куросава без колебаний выбрал Юрия Соломина, а вот найти подходящего артиста на роль Дерсу оказалось сложно. После долгого кастинга Куросава остановился на Максиме Мунзуке, актере тувинского музыкально театра, которого он увидел в эпизоде одного малоизвестного фильма. Как рассказывал оператор Федор Добронравов, работавший над фильмом «Дерсу Узала», Куросава был покорен исполнителем роли Дерсу и даже называл Мунзука «своим самым любимым актером в жизни». Куросаве удалось практически невозможное: снять русский фильм о России, сохранив при этом свой собственный стиль.

Фильм вошел в историю кинематографа, хотя и не имел кассового успеха. В 1974 году «Дерсу Узала» получил «Оскара», а в 1975 – золотой приз Московского международного кинофестиваля.

023

«Августовская рапсодия» / Hachi-gatsu no kyôshikyoku (1991)

«Августовская рапсодия» одна из последних работ Куросавы. Главная героиня фильма – Канэ — пережила взрыв «Толстяка» над Нагасаки, потеряла в этой трагедии мужа и осталась одна с двумя маленькими детьми. Теперь Канэ уже бабушка, у нее гостят четверо внуков, пока их родители навещают родственников в Америке. Старший брат Канэ, имени которого она даже не помнит, теперь гражданин той самой страны, которая скинула бомбу на Японию, а его дети и внуки — типичные американцы. Один из них (его играет Ричард Гир) приезжает в Японию, чтобы познакомиться с родственниками.

Фильм посвящен памяти атомной бомбардировки Нагасаки, рассказанной своим внукам бабушкой Канэ. Самым трогательным эпизодом фильма стал разговор бабушки Канэ и ее американского родственника о событиях 1945 года, когда герой Гира произносит простую фразу «Мне очень жаль».

023

(Tashriflar: umumiy 245, bugungi 1)

Izoh qoldiring