Мир-Теймур Мамедов. Из серии «Тюркские тамги»

035
Художник пишет о тамгах: «Тюркские тамги настолько разнообразны и красивы по своей графике, стилистике, что вполне естественно вошли в культуры многих народов. Огромное количество как самих тамг, так и их отдельных элементов я постоянно встречаю в своих путешествиях по многонациональному Азербайджану в декоративно -прикладном искусстве. Многие тамги так и остались не раскрытыми, можно строить версии, предположения. Научный анализ возможен в случае появления целого ряда аналогов из разных регионов, что очень затруднительно. В моей коллекции есть тамги с возрастом более 18 000 лет. Они скопированы с древних образцов керамики. Некоторые легко прочитываются, особенно те, которые связаны с солнцем, землей, женщиной, мужским началом. Другие так и остались для меня тайной. Начинаю публиковать рисунки выполненные на основе тюркских тамг»

033

06Мир-Теймур Мамедов родился 21 января 1947 года в Баку. В 1964-1968 годах учился в Азербайджанском государственном художественном училище имени Азима Азимзаде. Окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной (архитектурное проектирование и отделка) и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (художественно-постановочный факультет).

Мир-Теймур Мамедов является членом Союза художников Азербайджана, почетным членом Союза художников Грузии, членом Союза карикатуристов Азербайджана, президентским стипендиатом, лауреатом Международного симпозиума по керамике, а в 1998 году был включен от Азербайджана в международный каталог «Керамисты мира». Мамедов — лауреат Национальной премии «Хумай». В 2006 году был удостоен звания «Посол мира», 2007 году — почетной грамоты и медали культурологической ассоциации «Симург» за деятельность во имя прогресса культуры и искусства Азербайджана.

033

СЕРИЯ «ТАМГИ ТЮРКСКИЕ» АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ХУДОЖНИКА МИР-ТЕЙМУРА МАМЕДОВА

Тамга — родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов.
Тамгой метились лошади, верблюды и др. скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах.

Вот что художник Мир-Теймур Мамедов пишет о тамгах: «Тюркские тамги настолько разнообразны и красивы по своей графике, стилистике, что вполне естественно вошли в культуры многих народов. Огромное количество как самих тамг, так и их отдельных элементов я постоянно встречаю в своих путешествиях по многонациональному Азербайджану в декоративно -прикладном искусстве. Многие тамги так и остались не раскрытыми, можно строить версии, предположения. Научный анализ возможен в случае появления целого ряда аналогов из разных регионов, что очень затруднительно. В моей коллекции есть тамги с возрастом более 18 000 лет. Они скопированы с древних образцов керамики. Некоторые легко прочитываются, особенно те, которые связаны с солнцем, землей, женщиной, мужским началом. Другие так и остались для меня тайной. Начинаю публиковать рисунки выполненные на основе тюркских тамг».

СЕРИЯ «ТАМГИ ТЮРКСКИЕ»

Из серии тюркские тамги
Мамедов Мир — Теймур «Из серии тюркские тамги» на портале АртонлайнРу

Тамга1
Мамедов Мир — Теймур «Тамга1» на портале АртонлайнРу

Тамга3
Мамедов Мир — Теймур «Тамга3» на портале АртонлайнРу

Тамга
Мамедов Мир — Теймур «Тамга» на портале АртонлайнРу

Тамга10
Мамедов Мир — Теймур «Тамга10» на портале АртонлайнРу

Тамга9
Мамедов Мир — Теймур «Тамга9» на портале АртонлайнРу

Тамга
Мамедов Мир — Теймур «Тамга» на портале АртонлайнРу

Тамга
Мамедов Мир — Теймур «Тамга» на портале АртонлайнРу

Тамга
Мамедов Мир — Теймур «Тамга» на портале АртонлайнРу

 

04

Из Википедии:»ТАМГА’, и́, ж. [тюрк. tamĺa].Родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Кроме того, использование тамги известно у сарматов, скифов, многих народов северо-западного Кавказа, абхазов.

Слово «тамга», тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В ходе татаро-монгольской экспансии XIII-XV вв. данный термин получил распространение в завоеванных странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Очевидная популярность данного термина в тюрко-монгольской среде, откуда он и был заимствование в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников.
Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все еще далеки от разрешения.
В качестве прототипов тамг, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животнные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т.д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака».

04

Мир-Теймур Мамедов. Тамги

01

02

03

04

05

06

07

08

090

(Tashriflar: umumiy 316, bugungi 1)

Izoh qoldiring