Мурат Бардакчы. 90-я годовщина одной мечты.

090
Закон об упразднении халифата декларировал: «Халиф низложен. Ввиду того, что предназначенность халифата отражена в основных концепциях правительственной власти и республики, халифат как властная инстанция ликвидируется». Всем членам семьи султана-халифа, а их насчитывалось 144 человека, включая 36 мужчин, 48 женщин и 60 детей, запрещалось пребывание на территории Турецкой республики, предписывалось в течение десяти дней с момента принятия закона покинуть пределы Турции. Другие статьи запрещали указанным лицам получать гражданство республики, владеть недвижимостью на ее территории. Нации передавалось «все недвижимое и движимое имущество двора на территории Турции» — земли, дворцы, иные строения, в том числе переданные в аренду, султанская казна, включая сокровища и драгоценности. В распоряжении членов османской династии закон оставлял средства, достаточные для их безбедного существования за границей. Рано утром 4 марта 1924 г. последний халиф Абдул-Меджид П был вывезен на автомобиле из дворца Долмабахче, доставлен на станцию Чаталджа и оттуда экспрессом отправлен в Швейцарию.В тот же день, 4 марта было учреждено Управление по делам религии, с того времени и поныне регулирующее от имении государства всю религиозную деятельность в стране. Муфтии становились служащими этого управления. Под его контроль перешли не только мечети, но и различные религиозные обители, прибежища дервишей и их орденов. У властей первоначально не было намерений преследовать эти институты «народного ислама». Однако выступления курдов в конце 1924 г. и восстание шейха Сайда в 1925 г. под знаменами защиты ислама, активизация антикемалистской оппозиции во властных структурах Анкары, протесты в исламском мире по поводу упразднения халифата и т.п. заставили кемалистов отказаться от этих намерений. В июне 1925 г. суд независимости в Диярбакыре приговорив к смертной казни лидеров курдского восстания, одновременно объявил о закрытии дервишских обителей.

099
90-я годовщина одной мечты
Мурат Бардакчы (Murat Bardakçı)

Текущая неделя ознаменована 90-й годовщиной одного события, послужившего поводом для активных дискуссий, которые в последние годы в Турции приобретают все большую интенсивность: годовщина упразднения халифата.

079 С принятием 3 марта 1924 года закона под номером 431 Великое национальное собрание Турции ликвидировало халифат, передав в национальное достояние все принадлежавшее султанам недвижимое имущество и дворцы, а также «личные доходы и имущество султана», то есть «собственность короны». В тот же вечер последний халиф Абдул-Меджид II вместе со своей семьей был выдворен за пределы Турции. В течение последующих десяти дней из Турции были высланы все представители османской династии. Разрешение вернуться на родину женщины получили спустя 28 лет, мужчины — только через 50 лет.

С тех пор прошел почти век, и, хотя споры о «династии» и «монархии» в Турции не возникали, вопрос халифата всегда поднимался определенными группами. Слова ностальгии, которые в первые годы создания республики звучали лишь в узких кругах, в последние 15-20 лет стали произноситься во весь голос и на более широких площадках. Сегодня же налицо множество всевозможных мечтаний: начиная с идеи о том, что институтом халифата повелевает ислам, и заканчивая представлениями о форме возрождения этого института и лицах, обладающих компетенцией, достаточной для того, чтобы его возглавить.

Наши мусульманские враги

В имперский период Турция только однажды использовала институт халифата, когда вступила в Первую мировую войну; как «халиф правоверных» султан того времени Мехмед V Решад объявил «джихад». Результат известен: фетва о джихаде (фетва — решение по какому-либо вопросу в исламе, основанное на принципах ислама и прецедентах мусульманской юридической практики — прим.пер.) не возымела должного эффекта в исламском мире, за исключением нескольких небольших групп в Индии и Африке; союзники, с которым мы воевали, отправляли на фронт солдат, собираемых из мусульманских колоний, и в Чанаккале, Басре и еще на нескольких фронтах мы воевали с мусульманскими «врагами». Даже в Стамбуле, который после заключения перемирия подвергся оккупации, ряд крупнейших бесславных поступков — на совести мусульманских солдат, доставленных из Сенегала французами!

Институт халифата в прошлом был основан на трех принципах: «государство», «меч» и «присяга на верность», то есть «быть во главе государства», «обладать силой» и «быть признанным суннитским миром» — декларация верности халифату при его признании и одобрении.

Вслед за упразднением Турцией халифата в марте 1924 года во всех уголках исламского мира один за другим созывались конгрессы, проводились собрания, нацеленные на то, чтобы попытаться воссоздать халифат в какой-либо другой точке земного шара. Несмотря на то, что вопрос многократно обсуждался, результат всегда оставался нулевым. Никак не удавалось прийти к договоренности по вопросу о том, кто должен возглавить халифат, в действительности символизирующий «султанат». Именно из-за дискуссий о «присяге на верность» и повиновении мечтам никак не удавалось стать явью.

Очень важное издание

0011Здесь вы можете наблюдать обложку очень важной коллективной работы (Demystifying the Caliphate), несколько месяцев назад опубликованной в Индии. Эксперты, которые подходят к проблеме халифата не «эмоционально», а с «научных» позиций, в своих статьях описывают, как сегодня исламский мир смотрит на эту проблему, и приводят удивительные примеры.

В частности, эта книга проливает свет на то, как индийские мусульмане, которые были в числе исламских групп, в наибольшей степени выступавших против упразднения халифата, изменили свое отношение к этому вопросу; почему саудиты рассматривали османский халифат как «империалистическое средство». Вместе с тем вы можете узнать о дискуссиях египетских улемов (признанные и авторитетные знатоки теоретических и практических сторон ислама — прим.пер.) в форме «халифату не место в религии» и даже о существовании телесериалов, подготовленных на эту тему в арабских государствах, о которых мы не имели ни малейшего представления. И некоторые из тех, кто многие годы видит сны о халифате, возможно, смогут пробудиться ото сна.

099
Murat Bardakçı
Bir hayalin 90. yıldönümü

BU hafta, Türkiye’de son senelerde giderek yoğunlaştığı farkedilen tartışmalara sebep olan bir olayın 90. yıldönümüdür: Hilâfetin kaldırılmasının yıldönümü…
Türkiye Büyük Millet Meclisi, 3 Mart 1924’te kabul ettiği 431 sayılı kanun ile halifeliği kaldırmış, padişahlara ait bütün gayrımenkuller ile «tâcın malı» olan «hazine-i hassa»yı ve sarayları millete intikal ettirmiş ve son halife Abdülmecid Efendi ailesi ile beraber hemen o gece Türkiye sınırları dışına çıkartılmıştı. Osmanlı Hanedanı’nın bütün mensupları da sonraki on gün içerisinde Türkiye’den sınırdışı edildiler ve memlekete dönme izni hanedanın kadınlarına 28, erkeklerine de ancak 50 sene sonra verildi.
Aradan geçen bu 90 yıl zarfında Türkiye’de bir «hanedan» yani «monarşi» tartışması hiç yaşanmadı, ama hilâfet meselesi bazı gruplar tarafından her zaman gündemde tutuldu. Cumhuriyet’in ilk senelerinde dar muhitlerde dile getirilen bu hasret son 15-20 yıl içerisinde yüksek sesle ve geniş çevrelerde telâffuz edilir oldu. Şimdilerde ise hilâfet müessesesinin İslâm’ın emri olduğundan tutun yeniden ve ne şekilde hayat bulması gerektiğine, hattâ bu makama geçebilecek liyakate sahip olanların kim olduklarına kadar türlü türlü hayaller görülüyor.

MÜSLÜMAN DÜŞMANLARIMIZ

Türkiye, hilâfet müessesesini imparatorluk devrinde sadece bir defa, Birinci Dünya Savaşı’na girdiği sırada kullanmış, zamanın padişahı Sultan Reşad «halife» olarak «cihad» ilân etmişti. Netice ise mâlûm: Cihad fetvası Hindistan ve Afrika taraflarındaki birkaç küçük grubun haricinde İslam dünyasında hiçbir tesir yapmadı, savaştığımız müttefikler Müslüman sömürgelerinden topladıkları askerleri cephelere sürdüler, Çanakkale’de, Basra’da ve daha birkaç cephede Müslüman «düşmanlar» ile savaştık. Hattâ, mütarekenin ardından işgale uğrayan İstanbul’da en büyük rezaletlere Fransızlar’ın Senegal’den getirdikleri Müslüman askerler sebep oldular!
Hilâfet kurumu, geçmişte üç temel üzerinde bina edilmişti: Devlet, kılıç ve «bey’at»; yani bir devletin başında olmak, güce sahip bulunmak ve Sünnî dünyası tarafından tanınmak, hilâfetin kabul ve tasdik edilerek bağlılık beyanı alınması…
Türkiye’nin 1924 Mart’ında halifeliği kaldırmasının ardından hilâfetin başka bir yerde yeniden tesis edilebilmesi için İslam dünyasının dört bir yanında peşpeşe kongreler tertip edildi, toplantılar yapıldı, mesele defalarca ele alınıp tartışıldı ama sonuç hep «hiç» oldu. Aslında «saltanat» demek olan hilâfetmakamına kimin geçmesi gerektiği konusunda bir türlü anlaşmaya varılamadı ve «bey’at», yani bağlılık tartışmaları yüzünden hayaller bir türlü gerçeğe dönemedi…

ÇOK ÖNEMLİ BİR YAYIN

Burada, hilâfet konusunda Hindistan’da bundan birkaç ay önce yayınlanan çok önemli bir toplu çalışmanın kapak fotoğrafını görüyorsunuz. Hilâfet meselesine «gönül yolu ile» değil, «bilimsel» şekilde eğilen uzmanlar, kaleme aldıkları makalelerde İslâm dünyasının konuya bugün nasıl baktığını anlatıyor ve şaşırtıcı örnekler veriyorlar.
Merak edenler bu kitabı temin edip okudukları takdirde hilâfetin kaldırılmasına en fazla karşı çıkan İslamî grupların başında gelen Hindistan Müslümanları’nın zamanla nasıl fikir değiştirdiklerini, Suudiler’in Osmanlı hilâfetini niçin bir «emperyalist vasıta» olarak gördüklerini, Mısır uleması arasında «hilâfetin dinde yerinin olmadığı» şeklinde yaşanan tartışmaları ve hattâ Arap memleketlerinde bu konuda çekilen ama bizim haberdar olmadığımız bazı TVdizilerinin mevcudiyetini öğrenir, senelerden buyana hilâfet ruyaları görenlerin bazıları uykularından bir ihtimal uyanabilirler.

022

(Tashriflar: umumiy 39, bugungi 1)

Izoh qoldiring