Андрей Кончаловский. Стоит вспомнить. Мустафа Кемаль Ататюрк.

Андрей Кончаловский ўз сўзида Мустафо Камол Отатурк 12 мартда туғилган деб айтиб ўтади. Аммо турк манбаъларида,хусусан туркча wikipedia да унинг таваллуд санаси 19 май деб маълумот берилади. Биз айнан шу манбага асосландик.  Яна Аллоҳ билади…

121

Редкий правитель удостаивается вечной славы. Проходит время, и боготворившие его подданные вдруг начинают замечать, как с еще вчера неприкосновенной иконы начинает слетать позолота. Много воды утекло в Босфоре за прошедшие после смерти М. К. Ататюрка шесть с лишним десятилетий, но тем не менее всемогущее время не стерло ярких красок с портрета «отца турок». Дату рождения Мустафы приходится считать условной. 1296 г по мусульманскому календарю не полностью соответствует 1881 году. Он частично захватывает и предыдущий 1880 г. К тому же в старой Турции не велось официальных записей актов гражданского состояния. М. Кемаль прошел все ступени турецкого военного образования, высшей из них являлась стамбульская военная академия. В 1905г. в чине капитана генерального штаба он был … арестован по подозрению в антиправительственной деятельности, но вскоре освобожден и направлен в далекий провинциальный гарнизон в Сирию. Молодой офицер действительно активно демонстрировал неприятие многих сторон внутренней и внешней политики султанского режима Абдул Хамида. Он с увлечением изучал идеи французского просвещения и английского либерализма, увлекался поэзией турецких поэтов-патриотов.

В Сирии М. Кемаль основал тайную организацию «Родина и свобода», но широко развернуть свою деятельность ему не удалось. Младотурецкая революция 1908 г. «подтолкнула» его карьеру. С 1915 г. он находится на фронтах I мировой войны, командуя вначале дивизией, а затем корпусом и, наконец, 2-й армией на Кавказском фронте и 7-й в Палестине. В конце 1917 г М. Кемаль удостоился высокого титула паши и получил чин адъютанта султана. В 1919 г. он уже возглавил Представительный комитет обществ защиты прав – национальную организацию, под знамя которой встали те представители турецкого общества, кого глубоко возмутила англо-франко-итало-греческая интервенция после окончания 1 мировой войны и подписания Мудросской капитуляции (30 октября 1918 г.). В этих условиях султан созвал парламент, где М. Кемаль от имени Представительного комитета провозгласил Национальный обет (клятву), потребовав вывода иностранных войск и провозглашения независимого государства в пределах исторических границ проживания турок, а также права на самоопределение нетурецких народов. Однако 16 марта 1920 г. под давлением государств Антанты султан разогнал парламент, в ответ на это лидер турецких националистов провозгласил Верховное национальное собрание Турции, создал собственное правительство, установив его пребывание в Анкаре.

Так возникло двоевластие (Стамбул–Анкара), которое сопровождалось гражданской войной и завершилось провозглашением Турецкой республики (1 октября 1922 г.), упразднением халифата (духовной власти султана) 1 марта 1924 г. М. Кемаль становится президентом Турецкой республики и вплоть до своей смерти 10 ноября 1938 г. остается на этом посту. Его государственная деятельность базировалась на принципах суверенитета турецкой нации, авторитарности власти и модернизации экономики с жестким государственным регулированием и, наконец, вестернизации общественного и частного быта. Не следует идеализировать образ М. Кемаля. Являясь приверженцем национального суверенитета, он так и не предоставил автономии курдам, основав собственную Национально-Республиканскую партию, жестко прессинговал оппозицию, зачастую прибегая к репрессиям. В экономической политике насаждались этатизм и монополизация. Желая сломить политический авторитет исламского духовенства и продемонстрировать перед Западом «европейскую» идентичность, М. Кемаль ввел латинский алфавит вместо арабского, установил фамилии, назвав себя Ататюрк (отец турок). Он резко ограничил сферу влияния исламского духовенства, проводя политику отделения религии от государства.

И все же для современных жителей Турции его образ остается однозначным, они по сей день хранят благодарную память о человеке, который не только построил республику на руинах Османской империи, но и спас турецкую нацию от уничтожения.

(Tashriflar: umumiy 89, bugungi 1)

Izoh qoldiring