Рассказы из уст нашего пророка.

0222
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы лучше обучить нас нашей религии, рассказывал интересные, поучительные истории. Эти истории о жизни прежних пророков и последовавших за ними людей.
Поскольку они дошли до нас в толковании нашего Пророка, то каждая из историй является хадисом. Множество таких историй можно найти в Священном Коране. Это значит, что Всевышний Господь и наш любимый Пророк хотели, чтобы мы задумались над этими историями и извлекли из них для себя урок.
Из восемнадцати историй, включенных в эту книгу под названием «Рассказы из уст нашего Пророка», четырнадцать выбраны мной из двух самых достоверных источников хадисов «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим». Остальные — из книг хадисов, по авторитетности следующих непосредственно за этими произведениями.

090

РАССКАЗЫ ИЗ УСТ НАШЕГО ПРОРОКА
Профессор М. Яшар Кандемир

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие читатели!
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы лучше обучить нас нашей религии, рассказывал интересные, поучительные истории. Эти истории о жизни прежних пророков и последовавших за ними людей.
Поскольку они дошли до нас в толковании нашего Пророка, то каждая из историй является хадисом. Множество таких историй можно найти в Священном Коране. Это значит, что Всевышний Господь и наш любимый Пророк хотели, чтобы мы задумались над этими историями и извлекли из них для себя урок.
Из восемнадцати историй, включенных в эту книгу под названием «Рассказы из уст нашего Пророка», четырнадцать выбраны мной из двух самых достоверных источников хадисов «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим». Остальные — из книг хадисов, по авторитетности следующих непосредственно за этими произведениями.
Этим я хотел добиться того, чтобы вы получали знания из самых достоверных источников. Жаль, что некоторые люди, желая привлечь внимание к себе, выдумали некоторые истории, якобы переданные нашим Пророком. Но, познакомившись с этой книгой, вы без труда научитесь отличать истинные истории от выдуманных и не следовать лжи.
Полагая, что вы будете стараться извлечь поучительный урок из прочитанного и желая помочь вам в этом, в конце каждой истории я поместил краткие выводы. Я уверен, что вы сами можете сделать и другие выводы.
Я молюсь за всех вас, и вы молитесь за меня и всех мусульман, да будет доволен  Всевышний Господь всеми нами.

Мехмет Яшар Кандемир

9e

МОЛИТВА САРЫ

Как-то пророк Ибрахим (мир ему) вместе со своей женой Сарой странствовал по свету. Путь их лежал в страну злого и коварного царя.
Сара была очень красивой женщиной. Увидев ее, люди правителя этой страны прибежали к нему с известием:
— Повелитель! В вашем городе появилась прекрасная женщина. Эта женщина достойна только вас и никого другого.
Царь призвал Ибрахима (мир ему) и спросил его:
— Кем тебе приходится эта женщина?
— Она моя сестра, — ответил пророк Ибрахим. Выйдя из дворца, он направился прямо к Саре и рассказал ей о том, что с ним произошло:
— Жестокий царь спросил, кем ты мне приходишься. Чтобы не подвергать тебя опасности, я сказал, что ты моя сестра. И это не обман, потому что сегодня на всем свете нет мусульман кроме тебя и меня. Поэтому по вере мы с тобой брат и сестра.
Через некоторое время пришли люди царя и отвели Сару во дворец.
Придя во дворец, Сара сделала омовение и стала совершать намаз. Затем, раскрыв ладони, она обратилась к Всевышнему Аллаху с мольбой:
— О Господи! Если я уверовала в Тебя и Твоего пророка и всегда была верной женой своему мужу, сохрани меня от этого неверного!
Сару привели к царю. Увидев ее, он вдруг начал задыхаться и хрипеть. Его руку, протянутую к Саре, свело судорогой. От гнева и страха он затопал ногами.
Сара в тревоге взмолилась:
— О Аллах! Если этот человек умрет, все подумают, что это я его убила.
Судороги отпустили царя, он пришел в себя. И вновь протянул руки к Саре, как будто ничего не произошло. Но тут снова дыхание его остановилось, он скорчился. Он с мольбой в глазах посмотрел на Сару, прося ее обратиться к Аллаху и избавить его от страданий. Он дал слово, что больше не дотронется до нее.
Сара произнесла молитву, и царь успокоился. Но, едва придя в себя, вновь попытался приблизиться к ней. На этот раз его скрутило еще сильнее, он не мог вздохнуть. Повалившись, он бил ногами об пол. Он знаками просил Сару еще раз помолиться за него и клялся, что больше не притронется к ней. Придя в себя, он позвал своих слуг и приказал:
— Вы привели ко мне дьявола в образе женщины. Немедленно уведите ее и выдворите из моей страны. Отдайте ей Хаджар.
Когда Сара вернулась со служанкой, Ибрахим (мир ему) спросил ее:
— Что случилось? Расскажи мне. Сара ответила:
— Видишь, как Аллах унизил и ввел в замешательство неверного! И защитил меня от него.
А еще послал мне эту девушку в услужение.

МОРАЛЬ

Аллах помогает правдивым. Он помогает тем, кто, воздев руки, искренне и с добрыми намерениями обратится к Нему с мольбой. Он не оставит их. Любому человеку, попавшему в трудное положение, следует обратиться с мольбой к Аллаху.
Всевышний Аллах подвергает рабов своих в этом мире испытаниям, чтобы в мире ином наделить их еще большей милостью.
Мусульманин, попавший в трудное положение, чтобы сохранить свою жизнь, может при необходимости допустить хитрость в отношении неверных. Пророк Ибрахим допустил хитрость, представляя свою жену как сестру. Он знал, что царь был огнепоклонником. Эти язычники женились на собственных сестрах и чужих женах и верили, что такой брак является священным.
Одной из особенностей дурных людей является нарушение ими данного слова. Царь не держал данного им слова, поэтому Всевышний Аллах каждый раз расстраивал его дела.
Дурные люди не извлекают урока из случаев, являющихся предупреждением для них.
Жестокий царь трижды был свидетелем того, что Сара — человек, молитвы которого принимаются Всевышним. Вместо того, чтобы усмирить свою страсть, он, наоборот, утверждал, что она не женщина, а дьявол.
Служанка Хаджар, подаренная жестоким царем Саре, впоследствии стала матерью пророка Исмаила. Жестокий царь, увидев чистоту души Хаджар, посчитал ее порождением дьявола и, отдавая ее Саре, хотел избавиться одновременно от них обеих.

9e

ХАДЖАР И ИСМАИЛ

Пророк Ибрахим с женой Сарой и служанкой Хаджар жили в Сирии. У Ибрахима с Сарой не было детей, и Сара была очень огорчена этим. Она хотела, чтобы у ее мужа был сын, которому он мог бы передать свои знания и мудрость, поэтому она предложила Ибрахиму взять в жены Хаджар. Так он и сделал.
Вскоре у них родился мальчик, которому дали имя Исмаил. Но в сердце Сары появилась ревность, которая со временем увеличилась и стала невыносимой. В конце концов Сара сказала Ибрахиму:
— Возьми их и отведи куда-нибудь подальше.
Ибрахим был вынужден сделать так, как просила его Сара. Взяв с собой Хаджар и Исмаила, он после долгого путешествия пришел с ними туда, где ныне находится Мекка. Он оставил их под большим деревом, на месте которого сегодня стоит Кааба. В то время там не было ни Каабы, ни какого-либо другого дома. Вокруг не было даже источников воды. Оставив жене и сыну кожаный мешок, наполненный финиками, и полный бурдюк воды, со словами:
— Я возвращаюсь назад, — Ибрахим собрался в путь. Хаджар пошла вслед за ним, причитая:
— Ибрахим! Куда же ты уходишь, оставляя нас здесь? Здесь нет людей и даже признаков жизни.
Ибрахим не оборачиваясь, продолжил свой путь.
Но Хаджар продолжала идти за ним и повторяла одно и тоже, но Ибрахим не отвечал ей.
Она опять задала ему вопрос:
— На кого ты оставляешь нас здесь?
Ибрахим спокойно, без тени тревоги в голосе ответил:
— Я оставляю вас на Аллаха.
— Аллах повелел тебе оставить нас здесь? – спросила Хаджар. Казалось, Ибрахим ждал этого вопроса:
— Да, так повелел Аллах, — сказал он.
Услышав это, Хаджар обрела душевный покой и облегчение:
— Если так, то нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних, — сказала она и, повернувшись, пошла обратно к большому дереву.
Ибрахим продолжил свой путь. Дойдя до места, где Хаджар не могла его видеть, он повернулся лицом в сторону Каабы и, воздев руки, обратился с мольбой:
— О Господи! Часть своей семьи разместил я в невозделанной долине возле Твоего Священного Храма.
Господи! И Ты направь некоторую часть людей, чтобы приходили они сюда для совершения намаза, и дай им пропитание. Уповаю на то, что вознесут они хвалу милостям Твоим.
Хаджар осталась под деревом, кормя грудью своего сына Исмаила. Через несколько дней вода в бурдюке закончилась. Маленький Исмаил постоянно мучился от сильной жары и жажды. Хаджар, не в силах смотреть на то, как страдает ее сын, пошла на поиски людей и воды. Она взошла на холм Сафа и осмотрелась по сторонам. Однако вокруг не было ни души, только безжизненные пески расстилались до самого горизонта. Она спустилась с холма и побежала, прихватив полы своей одежды. Пробежав через долину, она взобралась на холм Марва и опять осмотрелась по сторонам, но и здесь никого не было. Она вновь побежала на холм Сафа и снова никого не увидела. Затем она проведала Исмаила, который продолжал страдать от жары и жажды. Хаджар вновь побежала к холму Марва. Но, увы, никого не было видно. Так она семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва. Поэтому паломники в хадже семь раз пробегают между холмами Сафа и Марва, совершая са΄й. Вбежав последний раз на холм Марва, она услышала
какой-то звук. «Что бы это могло быть?» — подумала она. Вскоре звук повторился.
— Э-эй! Я слышу тебя. Если можешь, то помоги нам! – прокричала она. Но ей никто не ответил. Она осмотрелась. И на том месте, где сегодня находится источник Зам-зам, она увидела ангела, копающего землю то пяткой, то своим крылом.
Вскоре из земли забила вода. Хаджар поспешила к тому месту и наполнила бурдюк водой. Опасаясь, что вода уйдет, Хаджар решила огородить источник. Теперь вода, бьющая из земли
ключом, не разливалась по сторонам. Да будет Аллах милостив к Хаджар! Если бы она не
обустроила источник, то Зам-зам мог бы стать просто ручьем.
Хаджар утолила жажду, к ней вернулись силы. Она напоила ребенка и покормила его. Ангел сказал Хаджар:
— Не бойся, вы здесь не пропадете! Здесь находится место Дома Аллаха — Каабы. Этот
ребенок и его отец построят здесь Каабу.
Хаджар обосновалась в этих местах. Однажды неподалеку проходил караван йеменского племени Джурхум. Увидев в небе кружащую птицу, они предположили:
— Птицы летают в том месте, где имеется вода. Но мы знаем, здесь никогда не было воды.
Они отправили двух юношей к тому месту. Спустя некоторое время юноши вернулись с известием, что нашли воду.
— Можно ли нам поселиться здесь и стать тебе соседями? — спросили люди племени
Джурхум, придя к Хаджар.
— Да, вы можете поселиться здесь. Но с условием, что не будете предъявлять прав на воду. Вода принадлежит мне, – сказала она.
Они удалились, подтвердив, что будут соблюдать данное условие, и вскоре вернулись со своими семьями, чтобы поселиться здесь.
Хаджар была рада этому. Таким образом, и она, и ее сын Исмаил были избавлены от одиночества. В этом месте, которое потом назовут Меккой, начали возводиться новые дома, и закипела жизнь.
Прошли годы. Исмаил повзрослел и превратился в смелого юношу. Соседи из племени
Джурхум полюбили Исмаила, от них он научился арабскому языку. Они были восхищены его благородным видом и добрым нравом. И женили его на девушке из племени Джурхум.
В последующие годы, состарившись, умерла Хаджар. Ее похоронили вблизи Каабы. Позже сюда вернулся Ибрахим. Ему показали дом Исмаила. Но хозяина в тот момент не
было дома. Ибрахим постучал и спросил у жены Исмаила:
— Где Исмаил?
— Ушел раздобыть нам пропитание, — сказала она.
— А как вы живете?
— Мы живем в большой нужде. Нам очень трудно, — пожаловалась жена Исмаила. Тогда Пророк Ибрахим сказал ей:
— Передай салям своему мужу, и пусть он поменяет порог своего дома.
Вернувшись домой, Исмаил почувствовал приятный запах. Он понял, что приходил его отец, и спросил жену:
— Приходил ли кто-нибудь к нам?
После рассказа о том, что к ним заходил пожилой человек странной внешности, она добавила:
— Этот человек спросил о тебе, я ему ответила. Он расспросил о нашей жизни, я ему сказала, что мы живем в большой нужде.
На вопрос Исмаила, передал ли этот старец ему что-нибудь, она ответила:
— Да, он передал тебе салям и наказал поменять порог своего дома. Тогда Исмаил сказал жене:
— Старец, который приходил к нам, — мой отец. Он наказал мне развестись с тобой. Можешь
вернуться к своей семье.

После развода Исмаил женился на другой женщине из племени Джурхум.
Через некоторое время Пророк Ибрахим вновь посетил эти места. Он пришел к дому
Исмаила, но того опять не было дома. Не представившись, он завел разговор со своей невесткой:
— Где Исмаил?
— Ушел раздобыть нам пропитание, — сказала она.
— Как вы живете, дитя мое?
— Хвала Аллаху, в добре и довольствии, и очень счастливы. Пожалуйте к нам, поешьте, отдохните.
— Что вы едите и пьете, дочка?
— Едим мясо, пьем воду.
Тогда Ибрахим, обратив поднятые ладони к небу, произнес мольбу:
— Господи! Дай изобилие мясу и воде их!
В те времена в окрестностях Мекки людям не были известны такие злаки, как ячмень или пшеница. Все питались дичью. Если бы в то время там было известно земледелие, Ибрахим вознес бы мольбу за изобилие хлебов.

Затем Пророк Ибрахим сказал не узнавшей его невестке:
— Когда вернется твой муж, скажи ему, пусть бережет славный порог дома своего! – и отправился назад в Сирию.
Вернувшись домой, Исмаил спросил у жены, приходил ли кто-нибудь в его отсутствие.
Жена рассказала, что к ним приходил старец с приятной внешностью, и передала разговор, произошедший между ними. Тогда Исмаил сказал:
— Это был мой отец. А ты — славный порог нашего дома. Отец наказал мне хорошо относиться к тебе и жить с тобой в согласии.
Пророк Ибрахим еще некоторое время жил вдали от сына. Затем пришел в Мекку и застал сына сидящим под большим деревом вблизи источника Зам-зам и строгающим стрелы. Увидев
приближающегося отца, он вскочил и побежал ему навстречу. Отец и сын обнялись, испытывая горечь от многолетней разлуки. Они долго-долго не могли насмотреться друг друга. Потом между
ними произошел такой разговор:
— Исмаил, сын мой! Всевышний Аллах повелел мне выполнить одно очень важное дело.
— Отец мой! Исполни то, что повелел тебе твой Господь.
— Но в этом деле ты мне должен помочь, сынок!
— Отец мой! Я буду помощником тебе в каждом твоем деле. Затем Ибрахим, указывая на высокий холм, сказал:
— Всевышний Аллах повелел мне построить здесь дом.

Затем он рассказал, что они вместе возведут там здание Каабы. И вскоре отец и сын приступили к строительству. Исмаил подносил камни, а отец клал стены. Когда стены стали довольно высокими, Исмаил принес большой камень под ноги Ибрахиму. Это был знаменитый черный камень Хаджар-уль- асвад. Ибрахим закончил кладку стен, вставая на этот камень.
После завершения строительства отец и сын произнесли такую молитву:
«Господь наш! Прими от нас (этот дом), ведь Ты, поистине, Слышащий, Знающий!» (аль- Бакара, 2/127).

МОРАЛЬ

Можно видеть, насколько глубока связь пророка Ибрахима и его жены Хаджар с
Аллахом, повергающая человека в изумление и восторг. Когда Ибрахим оставлял Хаджар с ребенком в местности, лишенной признаков жизни, которая позже станет Меккой, в сердце его не было никакого сомнения. Ведь такова была воля Аллаха.
Что касается Хаджар, то, оставшись с ребенком в безлюдной пустыне, она поначалу пришла в замешательство. Однако, когда она узнала, что муж ее, пророк получил повеление от  Аллаха оставить их в этом месте, все страхи покинули ее. Со словами «Нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних» она положилась на милость Аллаха.
То, что в этой пустынной местности чудесным образом забил источник Зам-зам, есть свидетельство того, что Всевышний Аллах всегда оказывает помощь искренне верующим и уповающим на Него. Неиссякаемость источника Зам-зам со времен Хаджар и Исмаила в самой  жаркой и сухой части Аравийского полуострова является продолжением этого чуда в наши дни.
В каждом велении Аллаха имеется очень много мудрости и глубины, не понятых нами в полной мере.
Усилия Хаджар с целью найти воду для своего ребенка показывают величие материнского
сострадания. В память об этом событии в ритуале хаджа установлен семикратный бег между холмами
Сафа и Марва.

9e

ЧЕЛОВЕК, ПЕПЕЛ КОТОРОГО БЫЛ РАЗВЕЯН

Когда-то жил один человек, не совершивший в своей жизни ни одного доброго дела. Почувствовав приближение смерти, он собрал своих детей и спросил их:
— Каким отцом я был вам?
— Ты лучший из отцов, — ответили они. Тогда этот человек завещал своим детям:
— После моей смерти сожгите мое тело. Растолките все, что осталось в пепел и, разделив поровну, развейте в ветренный день над землей и над морем. Уверен, если, несмотря на это, меня постигнет кара Аллаха, она будет очень суровой.
Дети ничего не ответили ему, полагая, что их отец не заслужил такую кару. Однако этот человек был серьезен в своем завещании и взял слово с каждого из них непременно выполнить его желание.
После смерти отца детям волей-неволей пришлось выполнить его завещание. Они сожгли его тело и развеяли пепел по ветру.
И тогда Всевышний Аллах повелел земле вернуть то, что она приняла. Пепел, развеянный над землей, тотчас собрался в одном месте. Точно так же собрался и пепел, развеянный над морем.
Всевышний Аллах повелел человеку, пепел которого был развеян: Восстань! – и тот мгновенно ожил.

— Почему ты так поступил? – спросил Господь.
— Потому что велик был мой страх пред Тобой, Господи! – ответил человек. Тогда Всевышний Аллах помиловал этого человека.

МОРАЛЬ

Раб божий должен иметь страх только перед Всевышним Аллахом.
У человека с ростом его знаний возрастает и страх перед Аллахом. При этом он испытывает стыд более от страха перед Аллахом, нежели перед людьми.
Богобоязненные рабы наиболее приближены к Аллаху. Человек, приближаясь к Аллаху, еще  более остерегается противиться Его воле.
Всевышний Аллах доволен теми из рабов своих, кто остерегается и стыдится Его. Тем из рабов своих, кто боится проявить неуважение к Нему, Он может простить грехи, как бы велики  они ни были.
Всевышний Аллах обладает такой силой, что может возродить человека даже из пепла, развеянного по воздуху.

9e

РАСКАЯНИЕ КИФЛЯ

Когда-то жил один человек по имени Кифль. Этот человек вел непристойную жизнь и не воздерживался от грехов.
Однажды к Кифлю приблизилась незнакомая женщина и предложила провести с ним ночь за деньги. Кифль достал шестьдесят динаров и отдал их женщине.
Когда они пришли к нему в дом, эта женщина начала горько плакать, и вскоре рыдания  уже сотрясали ее тело. Кифль подумал, что она боится его, и спросил:
— Почему ты плачешь? Может, ты боишься меня? Женщина сквозь слезы ответила ему:
— Нет, я плачу не поэтому. Я в своей жизни ни разу не совершила подобного греха. Горькая
нужда подтолкнула меня к такому поступку.
Кифль, пораженный ее словами, произнес:
— Сейчас ты вынуждена впервые совершить то, чего не делала раньше, не так ли? Деньги, которые я тебе отдал, пусть будут твоими. А сейчас уходи, – сказал он.

После этого случая он дал себе слово больше не совершать греховных деяний и не идти против воли Аллаха.
В тот же вечер Кифль внезапно умер.
Наутро, проходя мимо его дома, соседи видели такую надпись:
«Аллах простил грехи Кифлю».

МОРАЛЬ

Если человек грешник, он может погрязнуть по горло в болоте грехов. Но умный человек извлечет урок из происходящего, увидит и поймет свои ошибки, устыдится содеянного и больше не будет возвращаться к подобным грехам
Одно лишь упоминание имени Всевышнего Аллаха ведет к отпущению грехов. Аллах примет покаяние, не отвергнет мольбу человека, понявшего свою ошибку и обратившегося со словами: «Прости меня Господи».
Понять и не возвращаться к своей ошибке — это добродетель. Пока человек жив, ему не поздно каяться в своих ошибках.
Всевышний Аллах милостив к богобоязненным. Награды Его удостоится избегающий  греха.

9e

СОБАКА И ЧЕЛОВЕК

Один человек, находясь в пути, сильно захотел пить. Через некоторое время, добравшись до колодца, он радостно спустился в него и, утолив жажду, выбрался наверх.
Тут он заметил собаку, которая бродила вокруг колодца и лизала влажную землю. Она тоже страдала от жажды.

Подумав: «Эта собака, также как и я, очень хочет пить», человек вновь спустился в колодец и наполнил свой башмак водой. Поднимаясь наверх, он держался за стенки колодца, поэтому ему пришлось зажать башмак в зубах. Выбравшись из колодца, он напоил собаку.
Всевышний Аллах воздал милостью этому человеку за его поступок и простил его грехи.

МОРАЛЬ

Сострадание и жалость к людям и животным является прекрасным чувством. Всевышний Господь, вложивший это чувство в наши сердца, требует от нас милосердного отношения ко всему живому.
Тот, кто совершает добро, не должен бояться трудностей, сопутствующих совершению добра. Насколько велики трудности, настолько же огромна и милость, заслуженная этими  трудностями.
Вода — великое благо, отсутствие ее — великая мука. Дающий воду людям, животным, поливающий водой деревья и растения совершает великое благодеяние.

9e

НАКАЗАНИЕ ЗА НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Жили три человека: прокаженный, лысый и слепой. Всевышний Аллах пожелал испытать степень их веры и направил к ним ангела в образе человека.
Ангел сначала пришел к прокаженному и спросил его:
— Чего ты желаешь более всего?
— Хочу, чтобы моя кожа была чистой и здоровой, чтобы люди не избегали меня из-за моей болезни, — ответил он.
Ангел провел рукой по телу этого человека, и кожа его стала чистой и здоровой. Тогда  ангел задал второй вопрос:
— Какое животное ты предпочитаешь более всего?
Когда тот сказал, что предпочитает верблюда, ему была дарована стельная верблюдица.
— Да будут благословенными эти дары Аллаха, — сказал на прощанье ангел. Потом ангел пришел к лысому человеку и также задал ему вопрос:
— Чего ты желаешь более всего?
— Хочу, чтобы у меня были густые волосы, и чтобы люди не насмехались надо мной из-за этого недостатка, — ответил он.
Ангел погладил его по голове, и у него появились прекрасные волосы. Тогда ангел задал второй вопрос:
— Какое животное ты предпочитаешь более всего?
Когда тот сказал, что предпочитает корову, ему была дарована стельная корова.
— Пусть все это пойдет тебе на пользу, — призвал в своей молитве ангел. Затем ангел пришел к слепому и также задал ему вопрос:
— Чего ты желаешь более всего?
— Хочу, чтобы Всевышний Аллах вернул мне зрение, и я мог бы видеть людей, — ответил слепой.
Ангел провел рукой по лицу человека и глаза его прозрели. Тогда ангел задал второй вопрос:
— Какое животное ты предпочитаешь более всего?
— Овцу, — ответил тот.
Тотчас ему была дарована яловая овца.
По прошествии некоторого времени верблюдица и корова, подаренные прокаженному и лысому, отелились. Овца слепого принесла ягненка. Затем у прокаженного появилось большое стадо верблюдов, у лысого — стадо коров, а у слепого — отара овец.
И ангел решить навестить каждого из них и испытать. Вначале он, приняв прежний облик прокаженного, явился к нему и сказал:
— Я нищий и несчастный чужестранец. В пути я истратил все деньги и не могу попасть на родину. Надеюсь только на помощь Аллаха и твою поддержку. Ради Аллаха, давшего тебе такое прекрасное лицо и такое богатство, прошу у тебя одного из твоих верблюдов, чтобы я мог добраться до родных мест.
Человек, некогда бывший прокаженным, отстранился от этого дела, сказав:

— Кроме тебя есть еще очень много чего, на что нужно потратиться. Тогда ангел спросил его:
— Кажется, что я с тобой где-то встречался. Не тот ли ты, чье лицо было покрыто язвами и вызывало неприязнь у людей? Ты же был нищим, и Аллах обогатил тебя, не так ли?
Прокаженный солгал:
— Нет, это богатство осталось мне от отца, а ему — от деда. Ангел проклял его:
— Если ты лжешь, пусть Аллах вернет тебя в прежнее состояние!
Затем ангел, приняв прежний образ лысого, пришел к нему. Ему он сказал то же, что и прокаженному. И разговор с лысым почти ничем не отличался от разговора с прокаженным.
Лысый также был проклят ангелом:
— Если ты лжешь, да вернет Аллах тебя в прежнее состояние!
Затем ангел, облачившись в прежний образ слепого, пришел к нему:
— Я бедный странник. У меня не осталось сил продолжить свой путь. Я смогу добраться в свои края только с помощью Аллаха и при твоей поддержке. Ради Аллаха, вернувшего тебе зрение
и наделившего таким богатством, дай мне одного из твоих баранов, чтобы я мог заплатить за свой
путь на родину.
Когда человек, некогда бывший слепым, сказал:
— Ты говоришь правду, я действительно раньше был слепым. Аллах вернул мне зрение. Возьми же баранов, которых сам пожелаешь. Клянусь, я не буду препятствовать тебе ни в чем, что ты берешь во имя Аллаха.
Ангел ответил ему:
— Твое имущество принадлежит тебе. Вы подверглись испытанию. Ты заслужил довольство Аллаха, а два твоих товарища — Его гнев.

МОРАЛЬ

Всевышний Аллах каждому даровал разные блага. Человеку следует так же делиться с нуждающимися из пожалованных ему благ. Потому что благодарность за дарованные блага
может быть выражена только таким способом. Ибо таково повеление Всевышнего Аллаха:

«Если будете вы благодарны, я дам вам больше, а если будете вы неблагодарны, воистину суровым будет Мое наказание» (Ибрахим, 14/7).
Не делиться с другими благами, дарованными Аллахом, само по себе является проявлением неблагодарности. Те, кто не дают другим вкусить блага, которыми они обладают, могут лишиться и этих благ, любви Аллаха и Его милости. Ибо Всевышний Аллах воздает дающему и отнимает у скупящегося.
Скупость является плохой привычкой. Скупые готовы с легкостью соврать, чтобы не делиться с другими.
Человеку свойственно желание избавиться от гнетущих его невзгод. Избавившись от них, он очень быстро забывает того, кто его от них избавил.
Аллах — Дарующий благо и Отнимающий его.
Некоторые богатеи забывают свое прошлое, они не любят, когда им напоминают о тягостных временах.
Ангелы по воле Аллаха могут принимать различные образы и по Его желанию могут одних исцелять, а на других напускать болезни.

9ee

ТРИ СТРАННИКА В ПЕЩЕРЕ

В былые времена три человека отправились в дальний путь. Когда стемнело, они нашли пещеру и остановились в ней, чтобы провести ночь. Однако, сорвавшийся с гор обломок скалы загородил выход из пещеры.
Оказавшись в таком положении, путники стали обсуждать, как теперь выходить из него:
— Нас может спасти только молитва, обращенная к Аллаху с упоминанием добрых дел совершенных нами, — решили они.
Один из них начал так:
— О Аллах! У меня были старые мать и отец. Я не усаживал своих детей и прислугу за стол, пока они не закончат свою еду. Однажды я отправился из дома за кормом для скота. Домой я
вернулся поздно. Сразу по возвращении, подоив коров, я зашел к родителям, но они уже спали. Я
не хотел их будить, поэтому ничего не дал из еды ни домашним, ни прислуге. Я ждал до рассвета с кувшином молока в руках, пока родители не проснутся. Дети стояли возле меня, хныча от голода, пока, наконец, не проснулись родители и не попили молока.
Господи! Если тот поступок был совершен лишь в угоду Тебе, избавь нас от бедственного положения, в котором мы оказались из-за этой скалы.
После этого скала сдвинулась, но не настолько, чтобы можно было протиснуться наружу.
Потом другой странник продолжил молитву:
— О Аллах! У моего дяди была единственная дочь. Я полюбил ее так, как только мужчина может полюбить женщину. Я хотел овладеть ею. Но она была против. Тот год выдался голодным.
Дочь моего дяди пришла ко мне и рассказала, в какой нужде и нищете они оказались. Я дал ей сто  двадцать золотых при условии, что она будет моей. Она согласилась. Когда я приблизился к ней, она сказала: «Побойся Аллаха! Не пытайся овладеть мною путем, не подобающим нашей религии». Хотя она и была предметом моих желаний, я отстранился и не стал требовать обратно свое золото. О Аллах! Если тот поступок был совершен лишь в угоду Тебе, избавь нас от бедственного положения, в котором мы оказались.
После этого скала сдвинулась, но не настолько, чтобы протиснуться наружу. На этот раз заговорил последний путник:
— О Аллах! В свое время я нанял много работников. По окончании работ я им всем выдал
плату. Только один из работников ушел, не взяв своих денег. Но я пустил деньги этого человека в дело. Из этих денег образовалось немалое состояние. И вот однажды объявился этот человек и обратился ко мне со словами: «О раб Аллаха! Дай мне мою плату».
Я сказал ему:
— Взгляни, вот эти верблюды, коровы, овцы и рабы появились из твоего жалованья.
— О раб Аллаха, не шути так со мной, — сказал в недоумении бедняга.
— Нет, я вовсе не шучу, — ответил я ему.
После этих слов человек забрал все, ему причитающееся без остатка.
Господи! Если тот поступок был совершен лишь в угоду Тебе, избавь нас от бедственного положения, в котором мы оказались.
И вот тогда скала, загородившая выход из пещеры, сдвинулась, и все они вышли наружу.

МОРАЛЬ

Можно задаться вопросом: «Если бы в пещере оказались мы, интересно, какое из добрых дел могли бы представить перед Всевышним Аллахом?» Можем ли назвать поступок, который  мы совершили для того, чтобы заслужить не чье-либо, а именно Его одобрение? Если мы можем  ответить утвердительно, значит, наша жизнь не пуста и не бессмысленна… Дела, сделанные с добрым намерением, угодны Всевышнему Аллаху.
Человеку, попавшему в бедственное положение, следует обратиться с мольбой к Аллаху, просить Его о помощи. Тот, кто обратится с молитвой к Аллаху, приобретет силы и смелость,  чтобы преодолеть невзгоды.
Всевышнему Аллаху угодно почитание родителей, уважительное к ним отношение. И вот тогда Господь наш примет молитвы наши.
Невозможно получить все, что ни пожелаешь, только при помощи молитвы. Не всегда  то, что вызывает у нас сильное желание, полезно для нас. Поэтому такие молитвы могут быть не приняты Всевышним Аллахом.
Те, кто воздерживается от страстей и распущенности, убоявшись Аллаха, не будут оставлены Им в бедствии.
Следует уважать право работника, и, как было сказано нашим Пророком, нужно оплатить его труд, прежде чем высохнет пот на его лице.
Делать людям добро, желать им здравия, служить им и идти на лишения ради них угодно
Всевышнему Аллаху. Не следует забывать: «Добродетелен тот, кто полезен людям».
Всевышний Аллах не оставит без награды ни одно из благих дел. Совершившие добро обязательно будут вознаграждены в этом мире или в мире ином. Прекрасно сказал наш Пророк:
«В годы изобилия упоминай Аллаха, делая добро и благо, дабы вспомнил Он о тебе в годы затруднений».

9ee

СОСУД С ЗОЛОТОМ

Как-то один человек купил участок земли. Вспахивая землю, он наткнулся на сосуд с золотом. Взяв в руки сосуд, он отправился к прежнему хозяину этой земли:
— Забери это золото. Ведь я купил у тебя не золото, а землю, — сказал он.
Прежний хозяин земли возразил:
— Я продал тебе землю вместе со всем ее содержимым. Забери это золото себе, оно принадлежит тебе по праву.
После долгого спора, так и не договорившись, они пошли к судье. Выслушав их, судья спросил:
— У вас есть дети?
Человек, купивший землю, сказал:
— У меня есть единственный сын. Человек, продавший землю, сказал:
— А у меня есть единственная дочь.
Тогда судья принял следующее решение:
— Пожените своих детей. Часть золота отдайте им, а другую часть потратьте на себя и на угодное Аллаху дело…

МОРАЛЬ

Непритязательность – это нескончаемое богатство. Скромные в потребностях увидят добро и благо от трудов своих.
Всевышний Аллах наградит правдивых людей в этом мире и в мире ином.
Средства существования каждого человека определены. Он обязательно получит их, когда придет его время.
Если так, то нужно следить за тем, чтобы зарабатывать и потреблять дозволенное,держаться дальше от запретного и не зариться на чужое.
Большой смысл заложен в следующих трех хадисах нашего Пророка:
«Довольствуйся тем, что даровано Аллахом и будешь богатейшим из людей».
«Бойтесь Аллаха, зарабатывайте хлеб насущный самым праведным путем».
«Мерилом богатства является не обилие вещей, а богатство души».

9ee

ЧЕЛОВЕК, УБИВШИЙ 100 ЧЕЛОВЕК

Один человек убил девяносто девять человек. Однажды, сожалея о содеянном, он решил очиститься от своих грехов. Но можно ли получить прощение стольких грехов? Он принялся искать самого авторитетного среди знающих людей. Ему указали на одного монаха. Придя к монаху, грешник спросил у него:

— До сего дня я лишил жизни девяносто девять человек. Если я покаюсь, будет ли принято мое покаяние?
Как только монах сказал: «Нет, твое покаяние не будет принято, поскольку ты загубил столько невинных жизней», человек в тоске и безнадежности убил и этого монаха. Таким образом,  число убитых им людей достигло сотни.
Опять сожалея о содеянном, он принялся разыскивать самого великого из знающих мужей. Ему посоветовали некоего ученого. Он отправился к ученому и спросил у него:
— Я погубил сто человек. Если я покаюсь, будут ли приняты мои покаяния?
— Конечно, будут приняты. Если человек решил покаяться, кто может помешать ему в этом,
— ответил ученый. А потом дал человеку совет:
— Иди в такое-то место, там есть люди, поклоняющиеся Всевышнему Аллаху. Присоединись к ним в молитве! Но смотри, не возвращайся назад! Там плохое место.
Грешник отправился в то место, которое указал ему ученый, но на полпути умер.
К нему спустились ангелы милости и ангелы наказаниях и заспорили между собой, кому достанется сей человек.
— Этот человек покаялся в своих грехах. Он был на пути, указанном Аллахом. Мы заберем  его с собой, — говорили ангелы милости.
— Нет, этот человек в своей жизни не сделал ни одного доброго дела. Мы заберем его с собой, — говорили ангелы наказания.
Всевышний Аллах пожелал простить человека, погубившего сотню жизней за то, что он искренне сожалел и покаялся в содеянном. Он направил к этому месту ангела в образе человека. Другие ангелы назначили его рассудить их.
— Отмерьте расстояние до места, откуда пришел и до места, куда направлялся этот человек. К какому месту он окажется ближе, к тому он и будет относиться, — сказал ангел, назначенный судьей.
«Отдались!» — повелел тогда Всевышний Аллах селенью, откуда был родом этот человек, и «Приблизься!» — повелел селенью, куда он направлялся.
Ангелы измерили расстояние до обоих мест. Выяснилось, что расстояние до места, куда направлялся этот человек, было на одну пядь ближе. И ангелы милости забрали его с собой.

МОРАЛЬ

Каждый может в заблуждении совершить грех. Важно осознать свою ошибку и покаяться в надежде на прощение.
Посягать на душу, сотворенную Аллахом, — великий грех. Вместе с тем, нужно, уповая на  великое милосердие Всевышнего Аллаха, молить Его о прощении. Потому что единственным грехом, который не простит Аллах, является ширк, то есть придавание Ему сотоварищей (ровни). Господь наш, являясь в высшей степени милосердным к рабам Своим, может простить все их грехи, за исключением многобожия.
Плохие друзья и плохое общество уподобляют человека себе. Поэтому порядочному человеку следует избегать дурной компании и жить в окружении хороших людей.
Сведущий человек ценнее, чем невежда, который занимается только богослужением. Монах — первый, к кому обратился за советом душегуб, не будучи ученым человеком, сказал, что Аллах не простит его. Второй же оказался действительно ученым и указал ему верный путь.
Всевышний Аллах, отмечая в рабах Своих благодеяние или греховность, исходит из их намерений. Так, несмотря на то, что душегуб из нашего рассказа не совершил ни одного доброго
дела, Всевышний Аллах увидел в нем решимость стать добропорядочным человеком, поручил его
ангелам милости и уготовил ему место в раю.

9ee

МЛАДЕНЕЦ, ЗАГОВОРИВШИЙ В КОЛЫБЕЛИ

Некогда жил человек по имени Джурейдж. Поселившись в обители, этот человек посвятил себя поклонению.
Однажды туда пришла мать Джурейджа и окликнула его с улицы.
Джурейдж в это время совершал намаз. Про себя он подумал: «О Господь мой! Ответить ли мне матери или продолжить свой намаз?» Потом он продолжил намаз, а мать его вернулась обратно к себе.
Наутро мать снова пришла во время совершения намаза и окликнула сына.
Джурейдж опять подумал про себя: «Господи, я должен ответить матери или продолжить намаз?» И продолжил свой намаз.
На третий день мать снова появилась возле обители во время намаза и окликнула Джурейджа.
Джурейдж опять подумал про себя: «Господи! Ответить ли мне матери или продолжить свой намаз?» И продолжил намаз.
Тогда мать, подумав, что Джурейдж не хочет с ней говорить, прокляла его:
— Господи! Не принимай душу Джурейджа, пока он не удостоит своим взглядом падшую женщину!
Однажды жители городка разговорились между собой об усердии Джурейджа в поклонении. Среди них была женщина, известная своей красотой и испорченностью.
— Если хотите, я могу сделать так, что он забудет о поклонении и будет смотреть только на меня, — сказала она и, не теряя времени, пошла к Джурейджу.
Однако Джурейдж даже не взглянул на нее.
Поняв, что не сможет привлечь внимание Джурейджа, женщина придумала другую хитрость.
Она сошлась с неким пастухом и родила от него ребенка. Потом она объявила всем, что отцом ее ребенка является Джурейдж.
Услышав эту новость, толпа ворвалась к Джурейджу. Они разгромили его обитель, вытащили его наружу и стали избивать.
— Почему вы так себя ведете? – спрашивал в недоумении Джурейдж.
— Ты совершил прелюбодеяние с этой падшей женщиной. Она родила от тебя ребенка, — ответили люди.
— Где же ребенок? – спросил Джурейдж. Принесли ребенка.
— Пустите меня, я совершу свой намаз, — сказал Джурейдж избивавшим его людям. Закончив намаз, он взял ребенка и, прикоснувшись рукой к его животику, спросил:
— Ответь, мальчик! Кто твой отец? Тут ребенок заговорил:
— Мой отец такой-то пастух.
Люди, видя, что младенец заговорил, бросились целовать руки Джурейджу и просить у него прощения:
— Мы выстроим тебе храм из золота, — говорили они.
— Нет, мне не нужно золотого храма, поставьте лучше кирпичный, — сказал он. Тогда ему выстроили храм из кирпича.

МОРАЛЬ

Важнейшая обязанность ребенка по отношению к родителям — неизменность уважения к ним. Такова воля Аллаха.
Нам не известно, какой намаз совершал Джурейдж, в то время когда его позвала мать:
обязательный (фард) или необязательный (нафиля) – как благодеяние. Если фард, то намаз не может быть прерван. Если нафиля, то следует прервать намаз и ответить матери или отцу.
Отец и мать не должны проклинать свое дитя.
Праведному человеку не причинят вреда творимые в отношении него козни. Правильный и правдивый человек не должен чувствовать себя одиноким в этой жизни, он должен знать, что поддержкой ему является Всевышний Аллах.
То, что Джурейдж получил ответ от младенца на вопрос об его отце — это чудо. Аулия могут показывать чудеса только по соизволению Всевышнего Аллаха. Таким образом, можно
сделать вывод, что Джурейдж является приближенным рабом Аллаха.

9ee

МУДРЫЙ РЕБЕНОК

Как-то одна женщина кормила грудью своего ребенка. В этот момент за окном, мимо ее дома, верхом на породистом коне проехал богатого вида мужчина.
Увидев его, женщина обратилась к Господу с мольбой в искреннем желании:
— О Аллах! Сделай таким же и моего сына!
Ребенок оставил грудь и, повернувшись в сторону того человека, произнес:
— О Аллах! Не делай меня таким, как этот человек! – и продолжил свое занятие. Вдруг за окном послышался шум голосов, мимо прошла группа людей, ругая одну
служанок:
— Ты — грешница, ты — воровка, — кричали они и били ее. Несчастная служанка оправдывалась:
— Нет, я не совершила ничего из того, в чем вы меня обвиняете. Мне достаточно того, что я   чиста перед Аллахом. Он лучший из поручителей.
Видя положение служанки, женщина расстроилась и опять помолилась:
— О Аллах! Не дай моему ребенку участи этой служанки!
Ребенок оставил грудь и, повернувшись в сторону той служанки, произнес:
— О Аллах! Сделай меня таким, как она!
После этого между матерью и ребенком произошел такой разговор:
— О дитя! Когда проехал приятного вида человек, я обратилась с молитвой: «О Аллах! Сделай таким же и моего сына!», а ты сказал: «О Аллах! Не делай меня таким, как этот человек!». Когда мимо с побоями вели служанку, которую обвиняли в прелюбодеянии и воровстве, я помолилась: «О Аллах! Не дай моему ребенку участи этой служанки!», ты же сказал: «О Аллах! Сделай меня таким, как она!» Как понимать это? – спросила мать.
Ребенок ответил матери:
— Тот человек был жестокий притеснитель. Поэтому я сказал: «О Аллах! Не делай меня таким деспотом, как этот человек!» А ту несчастную служанку били, обвиняя в прелюбодеянии и воровстве, хотя она была невиновна. Поэтому я сказал: «О Аллах! Сделай меня таким, как она!»

МОРАЛЬ

Матери хотят, чтобы их дети были счастливы, и зло обходило их стороной.
Мать желала своему ребенку то, что считала хорошим, и не желала того, что считала для него плохим.
Не нужно обманываться внешней видимостью. Люди или события, кажущиеся  хорошими, могут оказаться плохими, а люди или события, кажущиеся плохими, могут оказаться хорошими.
То, что младенцы разговаривают, не является обычным делом. Но по воле Аллаха может  случиться все. В древних преданиях говорится, что в назидание этим народам и будущим поколениям происходили подобные события, и некоторые дети говорили в колыбелях.

9ee

МУСА И ХЫДР

Однажды пророк Муса, находясь среди группы людей, вел с ними беседу.
— Скажи, кто самый сведущий? – спросил его один из присутствующих. Муса (мир ему) ответил:
— Я самый сведущий.
Пророку Мусе вместо этого следовало бы сказать: «Аллаху ведомо о том, кто является самым сведущим». Но он так не сказал, поэтому ему пришло предостережение и повеление от Всевышнего Аллаха:
— Там, где сходятся два моря, живет один Мой раб. Он знает больше, чем знаешь ты. Муса (мир ему) спросил:
— О Господи! Как мне найти этого раба?

Всевышний Аллах повелел:
— Отправляйся в путь, положив в свою корзину соленую рыбу. Ты найдешь сведущего раба
Моего в том месте, где рыба исчезнет из корзины.
Муса (мир ему), как и было велено, положил в корзину соленую рыбу и отправился в путь, взяв с собой слугу по имени Йуша. Дни они проводили в пути. И когда очередной день клонился к  вечеру, они добрались до того места, где соединяются два моря. Оба были изрядно уставшими.
Поставив корзину на землю, они крепко заснули.
Пока они спали, соленая рыба ожила, выскользнула из корзины и ушла в море. Проснувшийся в этот момент Йуша с удивлением заметил только рассекающую воду спину рыбы.
Еще не рассвело, когда пророк Муса проснулся, и они продолжили путь. Когда солнце  показалось над горизонтом, Муса понял, что очень устал. До этого он не чувствовал такой усталости.
— Принеси еду. Не знаю почему, но я сильно устал, — сказал он Йуше.
— Видишь ли, когда мы заснули под скалой там, где соединяются два моря, рыба ожила и нырнула в море. Я забыл рассказать тебе об этом. Шайтан сделал так, что я забыл, — ответил ему  Йуша.
— Мы как раз искали это место. С тем сведущим человеком мы должны были встретиться в том месте, где исчезнет рыба, — сказал Муса. Они вернулись обратно к той скале и увидели лежащего под ней человека, завернувшегося в свои одежды.
— Ассаляму алейкум,- произнес Муса.
Лежащий человек открыл лицо и приподнялся. Это был Хыдр (мир ему). Услышав приветствие пророка Мусы, он удивился:
— Странно! Откуда такое приветствие в твоих краях!
— Я Муса, — представился Пророк Муса.
— Не Муса ли ты из сынов Исраила? – спросил Пророк Хыдр.
— Да, он самый, — ответил пророк Муса. И затем спросил:
— Могу ли я остаться с тобой, чтобы научиться знаниям, полученным тобой от Всевышнего  Аллаха?
— Из этого ничего не получится, о Муса! Аллах наделил меня такими знаниями, понять которые ты не сможешь. А тебя Аллах наделил такими знаниями, понять которые не смогу я, — ответил Хыдр.
Пророк Муса, желая получить урок у Хыдра, пообещал:
— Если будет на то воля Аллаха, найдешь меня терпеливым, я не буду перечить тебе ни в одном деле.
— В таком случае, согласен ли ты не спрашивать причину моих действий до тех пор, пока я сам тебе все не разъясню? – спросил Хыдр.
Муса пообещал, что не будет ни о чем расспрашивать. Так и договорились. Беседуя между собой, они пошли вдоль берега моря. Затем они сели в лодку,
проплывающую мимо. Лодочник узнал Хыдра и не взял с них плату.
В этот момент на борт лодки сел воробей и, опустив клюв, набрал в него воды.
— Смотри Муса, — сказал Хыдр, указав на воробья, — от твоих и моих познаний Знание Всевышнего Аллаха не убудет даже на каплю воды, которая помещается в клюве этого воробья. Затем он принялся отрывать доски от днища лодки.
Пророк Муса, крайне удивившись его действиям, сказал:
— Люди, не взяв с нас и пяти монет, посадили в свою лодку. Ты же отрываешь от нее доски. Хочешь, чтобы все мы пошли ко дну?
Хыдр (мир ему), повернувшись в сторону пророка Мусы, сказал:
— Не говорил ли я тебе, что ты не вынесешь моего общества? Тут Муса понял, что совершил ошибку:
— Прими это за мою рассеянность. Больше я не причиню тебе неудобства, — извинился он. И   на самом деле, он забыл о данном слове.

Сойдя на берег, они пошли вперед. Дойдя до места, где играли дети, Хыдр (мир ему)  схватил одного из детей и свернул ему шею.
Тут Муса не выдержал и закричал:
— Как ты можешь убивать совершенно невинного, безгрешного и чистого ребенка? Хыдр (мир ему) ответил:
— Не говорил ли я тебе, что ты не вынесешь моего общества?
— Если после этого случая я спрошу у тебя что-нибудь, можешь больше не водить со мной дружбу, — сказал Муса.
Они продолжили путь и через некоторое время достигли селения. Оба сильно проголодались и попробовали раздобыть у местных жителей чего-нибудь съестного. Но крестьяне  ничего им не дали.
Проходя через селение, они увидели стену, готовую вот-вот рухнуть. Хыдр (мир ему), указав рукой на стену, выпрямил ее.
— Если бы хотел, мог бы потребовать плату за работу, — сказал, повернувшись в его сторону, Муса.
— С этого момента пути наши расходятся, — сказал Хыдр.

Пророку Мусе нечего было возразить. Хыдр (мир ему) объяснил смысл произошедших событий, которые Муса не мог понять:
— Лодка, в которой я разобрал днище, принадлежала артели бедняков, промышлявших в море. Я нарочно хотел привести лодку в негодное состояние. Потому что в городе, куда они  направлялись жил несправедливый царь, отбиравший у лодки у владельцев. Разобрав днище  лодки, я сделал доброе дело для этих бедных людей. Люди царя хотели присвоить лодку но, увидев, что она сломана, отказались от своей затеи. А бедные владельцы лодки, заменив разобранные доски, остались при своей собственности.
Что касается мальчика, которому я свернул шею, то родители его — верующие люди. Мы опасаемся, что, став взрослым, он совратит и собьет их с истинного пути. Мы просили, чтобы  вместо него Всевышний Аллах даровал этим людям более порядочного и внимательного сына.
Что касается стены, которую я исправил, то она принадлежала двум сиротам. Под стеной находится клад, который должен был перейти к ним. Отец этих ребят был хорошим человеком. Всевышний Аллах повелел, чтобы дети откопали этот клад, когда станут совершеннолетними.
Все эти действия я совершил не по своему разумению, а по воле Всевышнего Аллаха. Вот объяснения тем действиям, которые тебе так хотелось узнать.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, закончив притчу о Мусе и  Хыдре:
«Да будет Аллах милостив к Мусе. Прояви он терпение, и Всевышний Аллах посвятил бы нас и в другие приключения, которые могли произойти с ними».

МОРАЛЬ

Учиться никогда не поздно. Не верно будет рассуждать, что взрослый человек сможет снова стать учеником. Муса, будучи великим пророком, с готовностью претерпевал столько трудностей, чтобы получить знания у Хыдра (мир ему).
Те, кто стремится к знаниям, должны быть терпеливыми, как пророк Муса. Когда учитель делает замечание, нужно с уважением выслушать его.
Все, что имеется во вселенной, принадлежит Аллаху. Аллах использует принадлежащее
Ему по Своему усмотрению. Никто не вправе спрашивать Его о причине того или иного действия. Аллах не причиняет вреда своим рабам. Все, что происходит по воле Аллаха, имеет свою причину и сокровенный смысл. Нам доступно только то, во что Он посвятил нас.
Человек, совершивший ошибку, должен просить прощения, как это делал пророк Муса. А  тот, у кого просят прощения, должен прощать, как это делал Хыдр (мир ему).
Хыдр (мир ему) был пророком, как и Муса, но ему не была дана книга. Вместе с тем, миссия его состояла в том, чтобы непосредственно воплощать веления Всевышнего Аллаха.

9ee

АЛЛАХ — ПОРУЧИТЕЛЬ

Как-то одному купцу потребовалась тысяча золотых. Он попросил их взаймы у своего знакомого. Тот согласился дать деньги. Между ними произошел такой разговор:
— Хорошо, я дам тебе деньги, которые ты просишь, но приведи с собой несколько человек, чтобы они были свидетелями.
— Брат, зачем нужен свидетель, ведь Аллах — свидетель!
— В таком случае, приведи кого-нибудь, кто поручится за тебя.
— Друг мой, зачем нужен поручитель, ведь Аллах — поручитель!
— Правильно говоришь, брат.
Потом они договорились о сроке возвращения долга, и человек отсчитал купцу тысячу золотых монет.
Купец, получив деньги, сел на корабль и отправился за товаром в другой город. Там он оставался на некоторое время по торговым делам. Закончив дела и собравшись вернуться обратно,  он не смог найти попутный корабль.
Шли дни. Но попутного корабля все не было. Приближалось время возвращения долга. Честный купец понял, что уже не сможет вернуть долг в установленный срок. Он купил большое бревно, выдолбил середину и поместил туда тысячу золотых вместе с письмом своему кредитору.

Затем тщательно запечатал отверстие в бревне, поднял его на плечо и направился на берег моря. Там он обратился к Всевышнему Аллаху со словами:
— Господи! Ты знаешь, что я взял в долг тысячу золотых у одного добропорядочного человека. Этот человек просил у меня поручителя, я же сказал ему: «Аллах — поручитель». Он не  возразил мне. Когда он попросил привести свидетеля, я сказал: «Брат, зачем нужен свидетель, ведь Аллах — свидетель»! Он согласился. Я сделал все, что в моих силах, чтобы вернуть долг во  время. Однако я не смог найти корабль, идущий в мои края. Сейчас я возвращаю свой долг.
Закончив молитву, купец сбросил бревно в море.
Тем временем кредитор уже начал поджидать своего должника. В очередной раз выйдя на берег моря в ожидании проходящих кораблей, он увидел плавающее в воде бревно. «Вытащу-ка я его, пригодится на дрова», — подумал он. Придя домой с бревном, он принялся рубить его на части. И тут из бревна выпали тысяча золотых и письмо, адресованное ему.
Спустя некоторое время, купец вернулся в свои края и, прихватив с собой тысячу золотых, отправился к своему кредитору.
— Я приложил немало усилий, чтобы вовремя вернуть свой долг. Но так и не смог найти попутного корабля. Возьми мой долг, — сказал он.
Кредитор спросил его:
— А разве ты не переслал свой долг?
— Говорю же тебе, я не смог найти попутного корабля, кроме того, на котором я возвратился, — ответил купец с грустью в голосе.
Тогда кредитор сказал:
— Тысячу золотых, которую ты отправил внутри бревна, от твоего имени мне вернул
Всевышний Аллах. Забирай это золото и расходуй его на счастье…

МОРАЛЬ

Среди людей в старину встречались правдивые и честные люди, всей душой любившие Аллаха, всем существом привязанные к Нему, на слово которых можно было положиться.
Всевышний Аллах всегда приходит на помощь правдивым, порядочным, хранящим доверенное и держащим свое слово людям. Они являются друзьями Аллаха, то есть угодными  Ему рабами. Такие особенные и прекрасные люди есть во все времена.
Одалживать деньги нуждающимся — это миссия человечности. Берущий в долг, как следует из рассказа, должен стараться вернуть свой долг во время.
Давать в долг следует в присутствии свидетелей. Так предписывает наша религия. При необходимости можно требовать и поручителя.
Человек должен вверять себя Аллаху, надеяться на Него, но вместе с этим, не должен бездействовать сам.

9ee

МАМОЧКА, НЕ БОЙСЯ!

Пророк наш, возносясь к небесам в ночь Ми’радж, почувствовал прекрасный аромат.
— Что это за приятный запах? – спросил он у находящегося возле него ангела Джибрила  (мир ему).
— Этот запах принадлежит придворной, которая причесывала дочь фараона, и ее детям, — ответил он.
Пророк наш, до того не слышавший историю этих праведных людей, попросил Джибрила  (мир ему) рассказать ему о них.
Джибрил (мир ему) начал свой рассказ:
— У дочери фараона была придворная женщина-парикмахер. Однажды, причесывая свою госпожу, она уронила гребень на пол. Наклоняясь за гребнем, она произнесла:
— Бисмиллях (С именем Аллаха).
Дочь фараона, впервые услышав это слово, спросила:

— Под словом «Аллах» ты, наверное, подразумеваешь моего отца, не так ли? Действительно, фараон объявил себя богом и требовал, чтобы народ Египта поклонялся ему.

— Нет, не твоего отца, — ответила женщина. Я имею в виду Аллаха, который является Господом для меня и для него.

— Могу ли я рассказать отцу о нашем разговоре? – спросила дочь фараона. Женщина, будучи очень набожной, ответила:
— Да, можешь рассказать.
Когда дочь фараона передала отцу этот разговор, фараон повелел привести эту женщину и задал ей вопрос:
— У тебя есть другой бог кроме меня?
— Да, Аллах является Господом для меня и для тебя, — ответила женщина, уверовавшая в истинного Бога.
Разгневанный фараон приказал своим приближенным принести большой медный котел, разжечь под ним дрова и вскипятить в нем воду. Когда вода закипела, фараон приказал бросить в котел женщину, что уверовала не в него, а в Аллаха, вместе с ее детьми.
Женщина попросила о последнем желании.
— Говори, — сказал фараон.
— Когда мы умрем, прикажи собрать мои кости и кости моих детей, пусть их обернут в ткань и закопают в землю, — сказала женщина.
— Хорошо, — согласился фараон.
Затем на глазах матери в кипящий котел одного за другим бросили ее детей. Когда, наконец, настала очередь грудного младенца женщина, содрогнувшись, отпрянула назад.
И в этот момент заговорил завернутый в пеленки младенец:
— Мамочка, не бойся! Мучения этого мира ничто в сравнении с мучениями Судного дня. После этих слов женщина последовала за своими детьми.

МОРАЛЬ

В давние времена были деспотичные цари, утверждавшие себя богами на земле. Они принуждали людей силой поклоняться им, мучили и убивали тех, кто им не поклонялся.
Как ни старались деспоты заставить забыть Аллаха, праведники, верующие в Аллаха и  поклоняющиеся Ему, никогда не переводились на земле.
Сила и могущество Всевышнего Аллаха бесконечны. По Его воле могут заговорить и грудные младенцы, в уста которых Он вкладывает истину.

В мире ином деспотов ждут страшные мучения. Беды этого мира — ничто в сравнении с мучениями, которые их ждут на том свете.
Райские блага, которыми Аллах одарит на том свете верующих рабов своих, невиданно- неслыханно прекрасны и совершенны, человеку не дано их представить себе даже в воображении.

9ee

ГОЛОС, НИСХОДЯЩИЙ ИЗ ОБЛАКА

Один человек путешествовал по пустыне. На небе показалось облако. Вдруг он услышал голос, обращенный к облаку:
— Пролейся над садом такого-то человека.
Не поняв, откуда исходит этот голос, он, удивленный, последовал за этим облаком.
Через некоторое время облако остановилось над каменистой местностью и пролилось над ней дождем. Вся дождевая вода собралась в канал и потекла в одном направлении. Человек направил своего верблюда в ту сторону.
Вдалеке он заметил садовника, направляющего воду из канала к своему саду. Он подошел и поприветствовал его, спросив его имя.
Тот назвал ему свое имя. Это было имя, которое он услышал в обращении таинственного   голоса к облаку. Человек с удивлением смотрел на этого садовника. На этот раз садовник спросил, зачем он хотел узнать его имя.
— Находясь в пустыне, я услышал голос, произносящий твое имя и повелевающий облаку, полить этот сад. Скажи, как можно объяснить этот случай?
— Поскольку ты заинтересовался, я объясню тебе. Урожай из своего сада я обычно делю на три части. Одну часть я раздаю бедным и нуждающимся. Другую часть оставляю для своей семьи.
А третью часть храню как семена. Вот и вся история с моим садом, — сказал садовник.

МОРАЛЬ

Всевышний Аллах любит тех из своих рабов, кто, следуя Его велению, раздает часть своего дохода обездоленным, то есть, платит закят со своего имущества.
Помощь Аллаха всегда доходит до добрых людей.
Находить пропитание дозволенным путем, не заставлять своих детей нуждаться в чем- то – это путь, которым доволен Всевышний Аллах и к которому Он призывает.

9ee

МИЛОСТЫНЯ, ДОШЕДШАЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Однажды один человек захотел подать милостыню. Чтобы его никто не узнал, он дождался вечера. Как только стемнело, он взял деньги и вышел на улицу. Встретив на улице какую-то женщину, он отдал ей деньги. Оказалось, что это была уличная женщина.
— Представьте себе! Сегодня вечером одной уличной женщине подали милостыню. И   вправду странно, — говорили между собой на следующее утро люди, узнав о происшедшем.
Человек, полагая, что его милостыня не дошла по назначению, рассуждал:
— Аллах, Аллах! Получается, что я подал милостыню уличной женщине. На этот раз обязательно дам милостыню какому-нибудь нищему.
На следующий вечер он снова вышел на улицу. На этот раз он дал деньги повстречавшемуся мужчине. Оказалось, что это был богатый человек.
— Вы не поверите! В этот вечер одному богатому человеку подали милостыню, — в еще большем изумлении говорили между собой на следующее утро люди, узнав о происшедшем.
Человек, уже второй раз не отдав милостыню действительно нуждающемуся, подумал про себя:

— Аллах, Аллах! Получается, что я подал милостыню какому-то богачу. На этот раз обязательно дам милостыню тому, кому следует.
И опять, как стемнело, он вышел на улицу и отдал приготовленные деньги повстречавшемуся ему человеку. Этот человек оказался вором.
Наутро люди снова обсуждали между собой:
— Посмотрите, что делается! В этот вечер подали милостыню вору.
Этот состоятельный человек очень расстроился, что опять отдал милостыню не туда.
— Аллах, Аллах! Три вечера подряд я по ошибке подавал милостыню то уличной женщине, то богачу, то вору, — сокрушался он.
В ту ночь во сне он увидел приятного на вид человека, который сказал ему:
— Не печалься и не думай, что милостыни, поданные тобой, не приняты! Аллах принял их. Уличная женщина, которой ты помог своей милостыней, если будет угодно Аллаху, откажется от порочного образа жизни и встанет на праведный путь. Богач, которому ты оказал помощь, если будет угодно Аллаху, извлечет из этого урок и потратит на бедных из имущества, данного ему Аллахом. А что касается вора, то он тоже, благодаря этой милостыне, если будет угодно Аллаху, бросит воровство и встанет на честный путь.

МОРАЛЬ

Мусульмане, если им позволяет материальное положение, должны один раз в году выплачивать закят, а также постоянно оказывать помощь бедным.
Когда дается милостыня, следует поступать так же, как поступал богатый человек в нашем рассказе. Нельзя при этом задевать чувство достоинства обездоленных людей. Помощь  должна оказываться скрытно, вдали от посторонних глаз.
Помощь должна предоставляться тем, кто в ней нуждается.
Закят и милостыня не даются богатому. Непристойный образ жизни нищего не является препятствием для оказания ему помощи.
Эта история также показывает нам значимость намерения. Дела, совершаемые с добрым намерением, даже если они не приводят к ожидаемому результату, совершаются не зря.
Всевышний Аллах оценивает и принимает совершаемое добро, исходя из намерения того, кто его совершил.

9ee

ЧЕЙ РЕБЕНОК?

Во времена пророка Дауда две женщины, одна из которых была пожилая, а другая
молодая, вместе отправились в путь. У каждой из них был ребенок. Неожиданно на них напал волк и унес одного ребенка.
Пожилая женщина схватила оставшегося ребенка и сказала:
— Это мой ребенок. Волк схватил твоего ребенка.
— Как это? У тебя мой ребенок, — удивилась молодая женщина.
Не договорившись между собой, они направились прямо к Дауду (мир ему) и рассказали, что с ними произошло.
Выслушав обе стороны Дауд (мир ему) определил, что пожилая женщина права и повелел  отдать ей ребенка.
Выйдя от Дауда, женщины не перестали спорить между собой. О своей тяжбе они решили рассказать так же и юному сыну Дауда Сулейману (мир ему).
Выслушав обеих женщин, Сулейман (мир ему) не смог принять определенного решения.
Чтобы выяснить, которая из них говорит правду, он прибегнул к маленькой уловке. Позвав своих людей, он сказал им:
— Этот вопрос так не решить. Принесите-ка мне нож. Разрежем ребенка пополам и каждой из них дадим по одной части.

Молодая женщина, думая, что Сулейман и на самом деле решил разрезать ребенка, пришла в сильное волнение:
— Хорошо, хорошо. Ребенок не мой, её. Отдайте его этой женщине, — сказала она. Сулейман (мир ему), поняв, что молодая женщина приходится настоящей матерью
ребенку, велел отдать ребенка ей.

МОРАЛЬ

Способность к пониманию и осмыслению, данная Всевышним Аллахом рабам Его, не связана с возрастом. Младший по возрасту может быть более понятлив и мудр.
Матери более всех питают нежность и милосердие к своим детям. Они готовы пойти на  любые жертвы, чтобы защитить ребенка.

9ee

БУДЬ ТЕРПЕЛИВА, МАМОЧКА!

Когда-то при дворе одного царя жил колдун. Он был уже очень стар. Однажды он сказал царю:

— Я очень стар. Не хочу уносить с собой в могилу свои знания. Дайте мне какого-нибудь юношу, чтобы я мог передать ему свои знания, и он будет служить Вам после меня.
— Ты прав, я пошлю тебе одного смышленого юношу, — пообещал царь.
И вот во дворец был доставлен смышленый юноша, которому в будущем предназначалась судьба придворного чародея. Каждое утро юноша отправлялся к колдуну и возвращался домой под вечер.
Однажды на дороге ему повстречался монах. Это был ученый человек, посвятивший свою жизнь служению Аллаху. Юноша прислушался к речам монаха. Ему понравилось то, что говорил монах. После этой встречи, отправляясь к колдуну, юноша обязательно заходил к монаху, чтобы посидеть и послушать его беседы. Из-за этого он приходил к колдуну с большим опозданием. Тот каждый раз сердился и бил юношу за опоздание.
— Мне каждый день достается от колдуна за опоздания, — пожаловался он монаху. Монах научил юношу:
— Каждый раз, как колдун примется тебя бить, скажи ему, что семья тебя не отпускала. А  когда семья примется тебя бить, скажи, что колдун тебя не отпускал.
Таким образом юноша избежал наказания. Однажды на дороге он увидел дикого зверя. Страшный зверь лежал на дороге, и люди не могли пройти через это место. Смышленый юноша,  чтобы найти ответ на вопрос, который давно не давал ему покоя, решил воспользоваться этим  случаем: «Посмотрим, кто же из них на правильном пути — монах или колдун? Сейчас проверим». Он поднял с земли камень и произнеся молитву со словами: «О Аллах! Если путь монаха правилен, и он является более значимым человеком перед Тобой, убей этого зверя. Пусть люди пойдут по своим делам», — бросил камнем в зверя. Дикий зверь тут же умер. А люди спокойно смогли продолжить свой путь.
Юноша направился к монаху и рассказал ему про этот случай. Выслушав, монах глубоко задумался. Затем он сказал так:
— Дитя мое! Значимость твоя перед Господом сильно возвысилась. Ты дошел до уровня, который выше моего. Люди, так возвысившиеся обязательно должны пройти через какое-нибудь испытание. В случае, если тебе устроят допрос, не выдавай меня.
После того дня о нем разнеслась слава. Юноша начал исцелять слепых и больных людей в округе.

Один из придворных царя потерял зрение. Услышав, что юноша исцеляет слепых, он пришел к нему с множеством подарков и сказал:
— Если исцелишь меня, все это будет твоим.
— Сам я никого исцелить не смогу. Исцелить может только Аллах. Если ты уверуешь в
Него, я помолюсь за тебя. И Аллах даст тебе здоровье.

Придворный уверовал в Аллаха. И Аллах исцелил его. Человек встал и отправился к царю. Увидев его зрячим, царь спросил:
— Кто исцелил твои глаза?
Человек, искренне уверовавший в Аллаха, сказал:
— Господь мой исцелил меня.
Царь, который объявил себя богом для своих подданных, вскричал в гневе:
— Разве есть у тебя бог, кроме меня?
— Аллах является Господом для меня и для тебя, — сказал он в ответ.
Царь сильно разгневался за эти слова на человека, который раньше превозносил его как бога. Он тотчас повелел схватить его и пытать до тех пор, пока он не скажет имя того, кто исцелил его глаза. Бедняга не выдержал пыток и указал на юношу. Стражники отправились в указанное место и привели его во дворец.
— Сын мой! Как мне стало известно, ты очень хорошо усвоил колдовство. Говорят, ты начал исцелять слепых и прокаженных, — сказал царь мягким голосом.
— Сам я никого исцелить не смогу. Исцелить может только Аллах, — ответил юноша. Поняв, что юноша верит в другого бога, а не в него, царь пришел в ярость. Он повелел  схватить его и пытать до тех пор, пока он не скажет имя того, кто научил его этой вере.
Юноша, не выдержав тяжести пыток, указал на монаха. Во дворец привели монаха. Ему предложили отречься от своей религии. Монах отказался сделать это. Царь, придя в ярость  оттого, что этот монах являлся причиной всего происшедшего, велел немедленно принести пилу.
Он приказал крепко связать монаха по рукам и ногам, приставил пилу к его голове и распилил его тело, словно дерево, на две части.
Потом привели человека, глаза которого были исцелены, и поставили перед царем. Царь пригрозил, что также распилит его пополам, если тот не отречется от своей веры. Несмотря на то,   что на его глазах был распилен надвое монах, этот человек не дрогнул и не отказался от веры в   Истинного Бога. И его постигла та же участь, что и монаха.

Наконец привели юношу. Царь предложил и ему отречься от веры. В противном случае, его ждет лютая смерть.
— Меня никто не заставит отречься от моей веры, — сказал этот смелый юноша. Тогда царь, повернувшись к своим приближенным, приказал:

— Отвезите его к горе. Поднимите на вершину. По пути к вершине предупредите его, что если он не отречется от своей веры, будет сброшен с вершины горы. Если он не передумает, сбросьте его вниз.
Люди царя подняли юношу на гору. Когда они приблизились к вершине горы, юноша воздел руки в молитве:
— Господи! Сохрани меня от этих людей!
В этот миг гора закачалась, словно колыбель. Люди царя скатились с вершины горы. Юноша спустился с горы и, размахивая руками, пошел навстречу царю.
Увидев его невредимым перед собой, царь спросил в изумлении:
— Где те, которые были с тобой?

Смелый и истинно верующий в Аллаха юноша, получивший награду за свою веру, ответил:
— Аллах сохранил меня от них, — и рассказал все, что с ними произошло.
Не поверив рассказу юноши, царь позвал к себе нескольких самых верных из своих людей и приказал им, указывая на юношу:
— Возьмите его с собой на корабль и выйдите в открытое море. Достигнув самого глубокого места, предложите ему отречься от его веры, если он не отречется, схватите его и бросьте в море.
Люди царя повели юношу на корабль и вышли в открытое море. Смелый юноша с верой в сердце обратился к Аллаху с молитвой:
— Господи! Сохрани меня от этих людей!
В тот же миг корабль перевернулся, и все слуги царя утонули. Юноша, спасенный  Всевышним Аллахом, выбрался на берег и, размахивая руками, пошел навстречу царю.
— Где те, которые были с тобой? – спросил пораженный царь.
— Аллах сохранил меня от них, — ответил юноша и, рассказав, что с ними произошло, добавил:
— Тебе никак не удастся убить меня. Если выполнишь то, что я тебе скажу, сможешь убить меня.
— Что же это? – спросил удивленный царь.
— Собери всех людей в городе на площадь. Привяжи меня к дереву. Возьми стрелу из моего

колчана и заряди ею лук. Затем, сказав: «Во имя Аллаха, Господа этого юноши», выпусти стрелу из лука. Тогда ты сможешь убить меня, — сказал юноша.
Царь собрал всех горожан на площади. Привязал юношу к дереву. Зарядил стрелой, взятой из его колчана, лук и со словами: «Во имя Аллаха, Господа этого юноши» пустил стрелу в него.
Стрела вонзилась в висок юноши. Юноша своей глубокой верой в Аллаха преподавший великий урок всем жителям города, умер, схватившись рукой за висок, — место, куда вошла стрела.
Увидев все это, жители закричали в один голос:
— Мы уверовали в Господа этого юноши! Мы уверовали в Господа этого юноши! Мы уверовали в Господа этого юноши!
В великой тревоге придворные обратились к царю со словами:
— Царь наш, случилось то, чего ты так боялся. Народ принял веру этого юноши.
Упрямый царь еще больше разозлился. Он приказал вырыть по одной яме в начале каждой дороги.
Приказ его был немедленно исполнен. Затем по его же указанию в каждой яме разожгли по

большому костру. После этого жестокий царь приказал:
— Поговорите с каждым в отдельности. Скажите, чтобы отреклись от своей веры. Непокорных бросайте в огненную яму!
Сказанное было исполнено. Самой последней привели женщину с грудным младенцем на руках. Ей так же предложили отречься от своей веры. Но женщина отвергла это предложение.
Тогда ее подвели к краю ямы. И в миг, когда женщина отпрянула от края ямы чтобы не упасть в нее, младенец на ее руках вдруг заговорил:
— Мамочка, будь терпелива! Потому что ты на истинном пути!

МОРАЛЬ

В этой истории описана борьба между добром и злом, то есть между истиной и заблуждением, между верующим и неверным. Эта борьба никогда не прекращалась и будет
продолжаться до Конца света.
Зло и несправедливость кажутся поначалу сильными, но, в конце концов, в этой борьбе побеждает добро, то есть истина.
Призвать людей к принятию истинной веры — нелегкий труд. Чтобы люди могли принять истину, обязательно придется идти на жертвы.
Истине и справедливости всегда противостоит зло и жестокость, подобно царю и придворным из этой истории. Их жестокость никогда не должна устрашать сторонников  истины.
Всевышний Аллах всегда с теми, кто стоит за справедливость, оказывает им помощь и поддержку. В конце этой истории чудесным образом устами младенца сказано, что правым  следует быть стойкими и терпеливыми. Ибо Аллах всегда и везде на стороне истины и   справедливости.

Перевод с турецкого: Талгат Хабибуллин
Перевод осуществлен с оригинала: Prof. Dr. M. Yaşar Kandemir, «Peygamberimizin Dilinden
Kıssalar», Istanbul 2004

(Tashriflar: umumiy 285, bugungi 1)

Izoh qoldiring