19 марта — день рождения великого ученого Махмуда Аз-Замахшари

456

  Аз-Замахшари, Махмуд бен ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144), прозванный Джар Аллах («покровительствуемый Аллахом») и Фахр Хуваризм («гордость Хорезма») — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор, жил в эпоху султана Абу ал-Фатх Маликшаха. Мальчик рос в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал начальную школу (куттаб). Сам аз-Замахшари рассказывает, что, когда он достиг ученического возраста, отправился в Бухару на учебу, но в пути упал с верхового животного и сломал ногу. После этого у него была отнята нога, и вместо нее поставлен деревянный протез. По другой версии причина ампутирования ноги – сильный мороз, постигший его в городах Хорезма. (34)Отец решил, что увечный сын должен учиться портняжному ремеслу, но юноша попросился «в город», т.е. в столицу Хорезма Гургандж, где нашел заработок благодаря хорошему почерку, в то же время он получал знания у великих ученых своего города. Учителями аз-3амахшари в Гургандже были Абу Али Слепой (ал-Хасан бен ал-Музаффар ан-Найсабури), заехавший из Исфахана Абу Мудар Махмуд бину Джарир ад-Дабби Грамматик (умер в 1113-1114 г.), который не только преподавал одаренному ученику арабский язык и литературу, но и помогал материально, и аз-3амахшари навсегда сохранил о нем благодарную память; шайх ал-Хаййати учил его фикху, имамы Рукн ад-дин Махмуд ал-Усули и Абу Мансур – теологии (двое последних вскоре сами стали учениками аз-3амахшари по тафсиру).
Уже в молодые годы аз-3амахшари проявляет себя как плодовитый автор и пишет несколько филологических сочинений, предлагая свои услуги видным сановникам при дворе сельджукских султанов. Согласно преданию, до сорока с лишним лет он «общался с вазирами и царями и наслаждался благами мира», вероятнее всего, при дворе Хорезм-шахов.
В 512/1118 г. аз-Замахшари сильно заболел и пообещал Аллаху, что если Он исцелит его от мучительной болезни (по-видимому, худоба, истощение), то он не будет претендовать на власть и желать постов. После исцеления аз-Замахшари резко переменил образ жизни, переехал в Багдад, предался уединению и воздержанию, отдавая досуг литературной работе и преподаванию. В Багдаде он встречается с имамом Аддами‘ани (правовед ханафитского мазхаба), а также с аш-Шариф б. аш-Шаджари. Пожив еще немного в Багдаде, он отправляется в Мекку. По пути посещает Дамаск и другие города, где встречается с видными учеными (ад-Дамгани, Ибн аш-Шаджари, ал-Джавалики).
Его учениками были многие филологи, адибы и богословы в Хорезме, Мавераннахре и Хорасане: Абу-л-Муаййад ал-Муваффак бин Ахмад ал-Макки (Ахтаб Хуваризм -«лучший хатиб Хорезма»), ‘Абд ар-Рахим бину Умар ат-Тарджумани, Мухаммад бину Аби-л-Касим Байджук ал-Баккали ал-Адами, Абу-л-Хасан Али бину Мухаммад ал-Кумрани, Абу Амр ‘Амир бину ал-Хасан ас-Симсар, Абу Са’д Ахмад бин Махмуд аш-Шати, Абу Тахир Саман бин Абд ал-Малик ал-Факих и др…
Основные труды аз-Замахшари относятся к области теологии и так или иначе связаны с исследованиями арабского языка. В 526-529/1131-1135 годах им написан большой комментарий к Корану «ал-Кашшаф».
По мнению В.А.Звягинцева, в этом сочинении особое внимание аз-Замахшари уделяет «лексикологической его части, подробно останавливается на разночтениях, обосновывая правильность отдельных вариантов обильными цитатами из древней поэзии. По сути аз-Замахшари дал в этой своей работе первый образец научной критики текста»…
Тафсир Корана аз-Замахшари можно по праву считать лучшей работой ученого, в которой он представляется человеком, глубоко постигшим смыслы Корана, сведущим во всех тонкостях правовых вопросов, знатоком рецитации и поэзии. Комментируя Коран, аз-Замахшари проявляет себя как специалист-языковед, богослов-схоластик и яркий полемист, опираясь, в том числе, и на сочинения своих предшественников в области Корана. Это, прежде всего, тафсир Муджахида, работы му‘тазилитских авторитетов ‘Амр б Абид ал-Му‘тазили (умер в 144 г.х.), толкование Абу Бакра ал-Асамма ал-Му‘тазили (умер в 235 г.х.), книгу «Ма‘ани ал-Кур’ан ли-з-Заджжадж» («Смыслы Корана, приводимые аз-Заджжаджем») умер в 311 г.х. и др…
При грамматическом разборе коранического текста аз-Замахшари использовал труды Сибавейхи, многократно приводя мнение последнего как важный аргумент, а также заимствовал из книг «ал-Камил», написанную Мубарридом (умер в 285 г.х.), «Исправления речи Ибн ас-Сакита» (умер в 244 г.х.), «Книга доводов Абу ‘Али ал-Фариси» (умер в 377 г.х.).
Аз-Замахшари в толковании Корана прибегает к рационалистическому та’вилу, опираясь на личное мнение и ставя его выше сунны, единогласного мнения ученых (иджма’) и аналогии (кийас).
Очевидная му‘тазилитская направленность этого труда выражается в следующем: во вводной фразе выражена идея сотворенности Корана, единобожие, справедливость Аллаха и другие божественные атрибуты; особое внимание он уделяет тем местам в Коране, где якобы выражены важнейшие представления му‘тазилитов об «обещании» (ал-ва‘д) и «угрозе» (ал-ва‘ид) Аллаха, о «предписании делать добро и воздерживаться от неодобряемого».
Тафсир аз-Замахшари породил множество опровержений и переработок, призванных очистить его от му‘тазилистких идей.
Ниже вниманию читателей представлен небольшой фрагмент из тафсира аз-Замахшари на айат 39:9 с параллельным комментарием к нему современного ученого.

698

Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается будущей и надеется на милость своего Господа… Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают обладатели разума!

Значение этого айата приводимое аз-Замахшари: «Лучше ли тот, кто набожный, или же неверующий. Набожный (ал-канит) — выполняющий то, что вменено ему в обязанность из благих дел т.е. покорности. По этому поводу следуют слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Наилучший намаз — это намаз с длинным кунутом (т.е. набожностью)». Кунут — это стояние на намазе. Из этого исходит кунут в намазе ал-витр (намаз в котором читается нечетное количество рака‘тов); т.к. кунут является молитвой (ду’а) читающего намаз, который пребывает в стоячем положении или падает ниц. В слове «йа‘ламун» т.е. «те которые знают» подразумевается ученые вероучения, совершающие деяния; т.е. смысл высказывания сводится к тому, что не совершающий деяния не является знающим. В этом глубокое презрение к тем ученым, которые все силы отдают на изучение наук, но в то же время богобоязненности им от этого не прибавляется. Они испытываются этими науками и обманываются ими, испытываются мирской жизнью. Тем самым они становятся невеждами в глазах Аллаха, а богобоязненные люди напротив являются знающими. Этим можно провести параллель и сказать, что подобно тому, как не сравняются люди знающие и невежды, так же не сравняются богобоязненные и грешники. Верно то, что этот общий айат, касающийся всех людей, но в тафсире аз-Замахшари говорится, что айат ниспослан в отношении ‘Аммара б. Йасира и Абу Хузайфы б. ал-Мугыра. «Передается от Хасана о том, что он был спрошен о человеке, упорствующем в грехах. Он ответил: «Это пожелания, а также это просьба его слов». [Ахмад сказал, что слова Хасана достоверны и отличаются от слов, сказанных аз-Замахшари. Из строк, сказанных Хасаном понятно, что упорствующий в совершении грехов и воздерживающийся от покаяний заслуживает надежды, даже если его желание будет преобладать над страхом. Но на самом же деле страх должен преобладать над желанием совершить грех. Из сказанного Хасаном понятно, что он не хотел приводить человека в отчаяние от милости Аллаха. Аз-Замахшари, приводя слова Хасана, скрыл их истинное значение, говоря, что даже если грешник исповедует Ислам, он все равно будет вечно пребывать в пламени ада, и бесполезны его желание и надежды на спасение от наказания. Аз-Замахшари приводит слова Хасана для поддержания полемики. В то же время, режет слух искаженное сообщение Хасана, касающееся этой суры.]

Гильманов Р.Н.

225

АФОРИЗМЫ ЗАМАХШАРИ

Слава купца в его кошельке.

Спекулянт — пес охотника.

Если женщина догадывается что твоя душа, не может без нее, то она вытирает твой нос об землю.

Человек, который всегда очерняет кого-то, не добьется больших успехов, как в смоле нет из отбеливающего ничего.

Там, где размножаются безнравственные люди, то Всевышный посылает им чуму (разные катаклизмы, стихии и бедствия).

Не бывает верных друзей у грешников.

Походка идущего на правильном пути человека, величественнее, чем даже идущего льва.

Честный человек всегда в мире, и в спокойствии, предатель и думающий о зле, всегда обречен на провал.

(Tashriflar: umumiy 140, bugungi 1)

Izoh qoldiring