Автор данной книги Садри Максуди (Арсал) (1879 – 1957) прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Являясь по происхождению казанским татарином, он в молодости закончил юридический факультет Сорбоннского университета (1906), был депутатом Государственной думы России (1907 – 1912), председателем парламента и правительства Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири (ноябрь 1917), профессором Сорбонны (1923 – 1924), юридической школы, Анкарского (1925 – 1943) и Стамбульского (1943 – 1950) университетов, депутатом турецкого парламента (1931 – 1939, 1950 – 1955).
Из 78 лет его жизни 34 прошло в России, 11 – во Франции, и 32 – в Турции. В России он творил историю собственными руками, затем описывал ее. Турецкий период его жизни был самым плодотворным в научном плане.
Родился Садри Максуди (Арсал) в семье татарского муллы. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, где в это же время преподавал его старший брат Ахмедхади Максуди. После смерти их отца братья в 1894 году возвращаются в Казань, где Ахмедхади пишет прошение о зачислении своего младшего брата в русскую учительскую школу, которую Садретдин закончил в 1901 году.
По совету выдающегося татарского интеллектуала Исмаила Гаспринского Садри Максуди отправился во Францию, где в 1901—1906 учился на юридическом факультете Парижского университета, и получил степень кандидата права. В первое время во Франции жил крайне бедно, но впоследствии стал работать корреспондентом парижской газеты и сам читал лекции о мусульманах в России и больше не нуждался.
В Париже находит себе друзей на всю жизнь, таких как татарский общественно–политический деятель Юсуф Акчура и турецкий поэт Яхья Кемал. Он не ограничивается печатанием статей, и пишет роман «Йоз ел сонара» (Спустя сто лет), который в 1906 г. печатается в газете «Тарджиман» под инициалами С. М. (1).
В 1906 году после возвращения в Казань включился в активную политическую жизнь татарского общества. В том же году избирается членом ЦК партии «Иттифак ал-муслимин» (Союз мусульман). В 1907 году избирается депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарем мусульманской фракции.
Его выступления на прекрасном русском языке в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России, по законопроектам о народном образовании, против обвинения мусульман в панисламизме сделали его популярным по всей России как политика, защищающего интересы российских мусульман. В Думе Максуди, будучи лидером татарских либералов и мусульманской фракции, выступал более пятнадцати раз не за развал Российской империи, а только «за место под солнцем» для татарской нации (2). Однако его предложения Дума не приняла.
Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма и идеологов национального движения. В многочисленных статьях, которые печатаются во многих газетах, он проводит мысль о том, что только сохранив свою самобытную культуру, язык, религию, развивая культуру и экономику, татары смогут стать вровень с современными европейскими нациями (3). В этот период своей политической деятельности он был приверженцем толкования гражданской нации: «В каждом государстве есть, так сказать, политический титул – американец, француз и т.д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я татарин, и защищаю свой быт, но политически я русский гражданин» (4).
В 1910 совершил поездку в Поволжье, на Урал, в Туркестан, на Кавказ для ознакомления населения с деятельностью Думы и мусульманской фракции. В четвёртый созыв Думы не был избран и вернулся в Казань, где занимался адвокатской практикой.
Велика его активность была в революционный 1917 год. В частности, в июле 1917 года Садри Максуди добился создания единой автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири и ее правительства — Милли идарэ (5). Он возглавил коллегию по осуществлению национально-культурной автономии. Как образно пишет историк Айдар Хабутдинов, он стал отцом современной татарской нации. При Максуди татары образовали единый политический и культурный организм. Эту автономию признали все татары, за исключением нескольких большевиков.
20 ноября 1917 года Садри Максуди торжественно открыл заседание Миллет меджлисе — Национального собрания татар. Основная часть его доклада была посвящена отчету коллегии по осуществлению национально-культурной автономии. Максуди говорил: «Теперь северные тюрко-татары объявляют всему миру о своем существовании» (5). Он напомнил об исторической роли тюркских государств Газневидов, Чингисана и Тамерлана. Оратор вступил в полемику с европейскими философами, утверждавшими, что время тюркских народов, и особенно тюрок в Европе, безвозвратно ушло. Как отмечает Айдар Хабутдинов, Максуди призвал не повторять ошибок предков, которые стремились до предела расширить свои государства, что и привело к их падению. Он утверждал, что необходимо опираться на собственные силы и собственный народ. После провозглашения Идель-Урал Штата, когда многие ораторы заявляли о готовности пойти на противостояние с русскими, Максуди заявил, что татары строят Штат не для вражды с великороссами и не считают их врагами (5).
На сессии Миллет меджлисе Максуди был избран главой национального правительства, или, как тогда именовали эту должность, министром—президентом. Закрывая сессию, он заявил, что идея автономии приобрела прочную опору в народе.
В 1918 году, после захвата Татарской Слободы в Казани центральное правительство перешло в решительное наступление против национальных органов (5). В ответ на роспуск Милли идарэ Советской властью 25 апреля 1918 года было опубликовано обращение правительства автономии ко всем его местным отделениям. Как сообщает Айдар Хабутдинов, в обращении указывалось на незаконность роспуска центрального Милли идарэ, бывшего не партийным, а общенациональным органом. Местные отделения правительства теперь должны были обеспечивать функционирование религиозной, национальной и культурной жизни, благотворительности, сбора национального налога, представительство в земских и городских организациях в соответствии с Конституцией автономии. Обращение составил и подписал председатель Милли идарэ Садри Максуди (5).
Как пишет историк Айдар Хабутдинов, так закончился великий «год татарской свободы». Впереди был год скитаний по татарским аулам Нижегодчины, а затем долгие годы эмиграции. Максуди был первым мусульманином, возглавившим кафедру парижской Сорбонны. Но вскоре его позвал Ататюрк, и он уехал в Турцию.
В Анкаре он стал одним из основателей юридической школы. Много лет занимался там педагогической деятельностью, после чего уехал работать Стамбульский университет. Играл значительную роль в создании общества изучения турецкого языка и общества изучения турецкой истории. Был автором многих трудов по истории и философии права. Трижды был членом турецкого парламента, в 1931—1935, 1935—1939 и 1950—1954. Также был членом турецкой делегации в Лиге Наций. Умер в 1957 году.
Садри Максуди Арсал
Тюркская история и право
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВНАЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ (переводчика)
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ПЕРИОД ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I
§ 1. Предмет изучения и история науки, называющейся историей права
§ 2. Как создается история национального права?
§ 3. Предмет исследования тюркского права
ГЛАВА II. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
§ 5. Тюркский язык (как памятник культуры)
§ 6. Памятники культуры доисламского периода.Предметы культуры, найденные в старинных курганах.Находки, связанные с производством металлов
§ 7. Памятники металлургического искусства древних тюрков
§ 8. Развалины городов и водные пути
§ 9. Древнетюркские эпитафии. Енисейские эпитафии
§ 10. Орхонские памятники.
§11. Формы древнетюркских букв.
ГЛАВА III. РЕЛИГИИ, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СРЕДИ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
§ 12. Шаманизм
ГЛАВА IV. ЧУЖИЕ РЕЛИГИИ, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ У ТЮРКОВ ДОИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА
§ 13. Буддизм.
§ 14. Маздеизм (религия зороастризма)
§ 15. Различные толки христианства, распространенные среди древних тюрков: манихейство
§ 16. Несторианство
§ 17. Конфуцианство.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОЧНИКИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМУ ПЕРИОДУ
§ 18. Периодизация тюркской истории с точки зрения истории
правам значение источников.
§ 19. Виды источников по центральноазиатской эпохе
КНИГА I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЛАВА I
§ 20. Орхонские эпитафии (в свете их содержания).
ГЛАВА II
§ 21. Древнеуйгурские письменные памятники (уйгурская литература)
§ 22. Уйгурские правовые документы.
ГЛАВА III. КУТАДГУ БИЛИГ (БЛАГОДАТНОЕ ЗНАНИЕ)
§ 23. Списки «Кутадгу билиг» и его переводы.
§ 24. Суть и содержание «Кутадгу билиг».
§ 25. Главы «Кутадгу билиг».
ГЛАВА IV
§ 26. Принципы, относящиеся к управлению государством и его организации, в «Кутадгу билиг».
§ 27. Представления тюрков XI века о законе и справедливости, сущность закона и качества, которыми должен обладать тюркский хан.
§ 28. «Сюбашы». Качества, которыми должны обладать «сюбашы» (высшие военноначальники)..
§ 29. Качества, необходимые для должности визиря.
§ 30. Качества, которыми должен обладать «улуг хаджиб», то есть великий визирь.
§ 31. Капык башлар эр (дворцовый министр).
§ 32. Битикчи (секретарь хана по общим делам,министр юстиции и иностранных дел).
§ 33. Агыджы (казначей).
§ 34. Ялвачлар (послы).
§ 35. Топукчулар (чиновники).
§ 36. Социальные группы населения (I).
§ 37. Экономические группы в «Кутадгу билиг» (II).
§38. О семье.
§ 39. Следы идей Фараби и Конфуция в «Кутадгу билиг».
§ 40. Кут (политическая власть).
ГЛАВА V
§ 41 . Тюркские сказания и дастаны. Огузское сказание.
§ 42. Притча «Манас».
ГЛАВА VI
§ 43 . Устное народное творчество и право.
ГЛАВА VII. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН
§ 44. Правовые нормы якутов.
§ 45 . Нравственные представления и правовые нормы тюрков Западной Сибири и Алтая.
§ 46. Правовые нормы у казахов.
§ 47. Сохранившиеся законы Тевке-хана.
ГЛАВА VIII
§ 49. Яса Чингиз-хана (Яса-кодекс, свод законов ).
§ 49. Некоторые статьи Ясы Чингиз-хана.
§ 50. Изречения Чингиз-хана.
КНИГА II. ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЛАВА I
§ 51 . Китайские источники..
§ 52. Византийские источники.
§ 53 . Арабские источники.
§ 54. Иранские источники (на персидском языке).
§ 55 . Русские источники.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ПЕРИОДА
КНИГА I
ГЛАВА I. ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА, СОЗДАННЫЕ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ПЕРИОД
§ 56 . История Азиатского гуннского государства (225г. до н.э. — 93г. н.э.).. 165 § 57 . Конец Северного Гуннского государства.
§ 58. Теории относительно происхождения «Хьюнг-ну».
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА АЗИАТСКИХ ГУННОВ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО
§ 59. Правитель и власть в Гуннском государстве.
§ 60. Беи в Гуннском государстве..
§ 61. Гуннские собрания (курултаи).
§ 62. Военная организация у гуннов.
§ 63. Система наказаний у азиатских гуннов.
§ 64. Страна.
§ 65. Организация управления в Гуннском государстве.
§ 66. Население Гуннского государства.
§ 67. Разделение населения по хозяйственному признаку.
§ 68. Положение населения в правовом отношении.
ГЛАВА III
§ 69. Основы международного права у гуннов и международные отношения.
§ 70. Договор, заключенный между гуннским правителем Хуханье и китайскими послами Хан Чангом и Чанг Мунгом в 47 г. до н.э.
§ 71. Основные принципы международного права у гуннов.
§ 72. Хозяйственная жизнь гуннов.
§ 73. Правовая сущность Гуннского государства.
КНИГА II
ГЛАВА I. ВТОРОЕ КРУПНОЕ ТЮРКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ПОЯВЛЕНИЕ ТЮРКОВ НА ИСТОРИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ СОБСТВЕННО ПОД НАЗВАНИЕМ «ТЮРК»
§ 74. Великое тюркское (557) государство,основанное в VI в. н.э. (546-659 гг. н.э.)
§ 75. Выход тюрков на историческую сцену под именем «тюрк».
ГЛАВА II
§ 76. Тюркское государство в Западной Азии.
§ 77. Тюркские племена «он ок» («он огуз»), «тулу», «нушепи»
ГЛАВА III
§ 78. Докуз-огузы (уйгуры).
ГЛАВА IV
§ 79. Период политического гнета: под властью Китая
ГЛАВА V
§ 80. Третье великое тюркское государство в Азии: борьба за его создание. Государство Кутлуга.
ГЛАВА VI
§ 81 . Период правления династии Кутлуга 682-744 гг. н.э.
КНИГА III. ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО В ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
§ 82. Обычаи тюрков VI—VIII вв. по китайским летописям.
ГЛАВА II § 83 . Иль
ГЛАВА III
§ 84. Власть в Тюркском государстве. Хан (каган).
§ 85 . Способ выбора хана и право престолонаследия.
§ 86. Беи в Тюркском государстве. Их роль и обязанности в государственной жизни.
§ 87. Народные собрания в тюркских государствах
§ 88 . Местное управление в тюркских государствах
§ 89″. Население тюркских государств — «будун»
§ 90. Система наказаний в тюркских государствах
§ 91 . Классовое деление в тюркских государствах
§ 92. Закон (торе) и право в тюркских государствах.
КНИГА IV
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ В VI ВЕКЕ
§ 93 . Отношения династии Бумина с китайцами.
§ 94. Истеми-хан и Иран.
§ 95 . Политические отношения Истеми-хана с Восточной Римской империей. Тюркский посол в Константинополе VI века.
§ 96 . Отношения между династией Истеми-хана и Китаем.
ГЛАВА II
§ 97. Северное Уйгурское государство (Докуз огузы).
§ 98. Обычаи («юсуны») и правовые традиции северных уйгуров.
§ 99. Древнее Кыргызское государство и обычаи древних кыргызов.
§ 100. Правовые обычаи у древних кыргызов.
ГЛАВА III
§ 101. Южные уйгуры. Тюрки Китайского Туркестана. Тюркские ханства доисламского периода в Китайском Туркестане.
§ 102. Государство докуз-огузов в Китайском Туркестане.
§ 103. Уйгурская культура.
§ 104. Взгляды на этническое происхождение древнего населения Восточного Туркестана.
КНИГА V
ГЛАВА I. ЧАСТНОЕ ПРАВО У ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
§ 105. Классовая структура древнетюркских государств.
§ 106. Семья у тюрков.
§ 107. Действительное и правовое положение тюркской женщины.
§ 108. Собственность у тюрков.
§ 109. Наследование и наследство у тюрков.
§ 110. Усыновление.
§111. Договоры и соглашения у древних тюрков.
КНИГА VI
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ У ТЮРКОВ В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД
§ 112. Родо-племенная организация .
§ 113. Родо-племенная организация у современных тюрков.
§ 114. Главные принципы родо-племенной структуры тюрков.
ГЛАВА II
§ 115. Изменения этнонимов и этнической структуры тюркских народов и их причины.
КНИГА VII
ГЛАВА I. МОНГОЛЬСКАЯ ВЛАСТЬ В ТЮРКСКОМ МИРЕ. ИСТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЕРЖАВЫ ЧИНГИЗА
§ 116. Историческая роль Чингиза.
ГЛАВА II
§117. Основные черты государственного устройства державы Чингиза.
§118. Родовая организация у древних монголов
§119. Родо-племенная организация современных монголов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ДОПОЛНЕНИЕ К §§ 77,107,108,109)
§ 120. Огур и Огуз.
ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
§ 121. Термины, относящиеся к праву и использовавшиеся древними тюрками.
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Автор данной книги Садри Максуди (Арсал) (1879 1957) прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Являясь по происхождению казанским татарином, он в молодости закончил юридический факультет (Сорбоннского университета (1906), был депутатом Государственной думы России (1907- 1912), председателем парламента и правительства Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири (ноябрь 1917), профессором Сорбонны (1923 — 1924), юридической школы, Анкарского (1925 — 1943) и Стамбульского (1943 — 1950) университетов, депутатом турецкого парламента (1931 — 1939,1950- 1955). В 1950 году довольно многочисленная группа депутатов турецкого парламента подняла вопрос о выдвижении С.Максуди кандидатом на пост президента. Эти пожелания нашли свое отражение и в прессе того периода.
Хотя по своему университетскому образованию С.Максуди являлся юристом, он был широкообразованным и одаренным человеком, что позволило ему проявить себя и как крупный политик, историк и лингвист.
Из 78 лет его жизни 34 прошло в России, 11 — во Франции, и 32 — в Турции. В России он творил историю собственными руками, затем описывал ее. Турецкий период его жизни был самым плодотворным в научном плане. Большую роль в языковой революции в Турции (1924 — 1930) сыграла его книга «Для турецкого языка» (1930) и многочисленные статьи, посвященные развитию и совершенствованию лексики турецкого языка на его собственной основе. Большим вкладом в лингвистическую науку является также его монография «Скифы и саки» (1933). Из исторических трудов следует упомянуть книгу «Тюркские государства Центральной Азии» (1934). Но наибольшее количество трудов С.Максуди оставил в области права и истории права. Он также создал совершенно новую отрасль науки под названием «История тюркского права». Об этих трудах более подробно будет сказано ниже.
А сейчас рассмотрим вопрос, почему С.Максуди обратился именно к этим областям знаний: истории, лингвистике и истории тюркского права?
Дело в том, что, приехав из Парижа в Турцию в 1925 году, С.Максуди оказался в атмосфере строительства новой Турции, формирования турецкой нации и многочисленных реформ. Вся эта деятельность требовала пересмотра и создания истории турецкого народа на современной основе, а также создания национальной идеологии, базирующейся на своих национальных духовных ценностях.
В ходе исторических исследований данною периода некоторыми турецкими историками допускались случаи неоправданного удревления турецкой истории. Считалось, например, что греки-ахейцы, хетты и хатты изначально были тюркскими народами. С.Максуди выступал против таких бездоказательных теорий. Вместе с тем он признавал древность тюркской цивилизации. Он, например, считал, что в основе скифов и саков лежал тюркский элемент, а слово «скиф» произошло от слова «сак». Эта идея у него доказательно представлена в вышеупомянутом труде «Скифы и саки» С.Максуди предполагал, что этруски были прототюрками, начал исследо вания в этой области, даже изучил с этой целью итальянский язык в 60 лет Но ему не хватило времени довести дело до конца. Начатое отцом успешно завершила его дочь Адиле Айда, являвшаяся турецким ученым и дипломатом, несколько лет проработавшая в Италии. Она блестяще доказала тюркское происхождение этрусков в своей книге «Этруски были тюрками», вышедшей на французском и турецком языках (Анкара- 1985,1992). Эта книга была прислана автору этих строк из Турции дочерью Адиле Айда профессором Гюльнур Пултар. В книге была записка, в которой говорилось, что эта книга рассылается ученым, которые вошли в список, составленный Адиле Айда незадолго до смерти в 1992 году.
В традиционной науке первые упоминания о народах, составляющих алтайскую языковую семью (а тюрки входят в нее), относятся к китайским источникам, которые сообщают, что в начале II тыс. до н. э. к северу от китайцев жили народы «чонг» и «тики». Далее в конце прошлой эры и в начале новой эры китайские источники упоминают гуннов (в массе своей являвшихся тюрками). В связи с нашествием в середине IV века н. э. гуннов в Европу они начинают упоминаться и в европейских хрониках.
Но, с другой стороны, ряд западноевропейских ученых еще XIX века и некоторые ученые XX века считают прототюрками и «пеласгов» (бал + сака), заселивших Пелопонесский полуостров в 3000 г. до н. э., то есть за тысячу лет до прихода туда греков, и оказавших большое культурное влияние на греческие племена (1/3).
Ряд ученых считают этрусков (I тыс. до н. э.) также прототюрками. По этруской легенде, народ этрусков возник от слияния народов «тур» и «сака» (турсака etrusco). Это подтверждается данными мифологии, религии, археологии, искусства и лингвистики (1/7).
Есть труды, указывающие на близость тюркских языков к языку шумеров (4000 лег до И. Э.) (2/200 242) и к языкам основных племен североамериканских индейцев (приблизительная Дата переселения предков индейцев из Азии в Америку определяется в 20000 лет до н. э.) (3/43,44). Учитывая вышеизложенные факты и то, что лексику и грамматику (на морфологическом уровне) всех основных индоевропейских и в меньшей степени семитских языков пронизывают тюркские элементы, делающие вышеуказанные языки переполненными всевозможными грамматически-ми исключениями (в то время как в алтайских языках почти нет исключений, а их грамматики стабильны как математические формулы) (2/218.219), можно прийти к выводу, что развитость языка прототюрков отражает развитый по сравнению с другими сообществами уровень их материальной культуры и организации общества. Вероятно, прототюрки первыми в мире освоили массовое скотоводство и кочевой образ жизни с использованием одомашненной лошади. Эти, для того времени революционные навыки позволили прототюркам вести очень динамичный образ жизни, контролировать громадные территории, а значит, владеть информацией об этих территориях и собирать с них колоссальные материальные ценности.
Главная ценность цивилизации того времени заключалась не в создании какой-либо пирамиды или великой стены, а в умении организовывать большие массы людей в развитые кочевые сообщества с большими познаниями о широком окружающем мире. Все это привело к более раннему, по сравнению с другими народами, формированию довольно совершенного и устойчивого языка.
Как уже упоминалось выше, наибольшее число научных трудов С.Максуди написал в области права. Помимо того, что это было связано с его юридическим образованием, это было обусловлено и тем, что новое
развивающееся государство, называвшееся «Турецкая республика», нуждалось в новых современных законах, в новой конституции, современном парламенте. Многие законодательные нормы были заимствованы турками из правовых систем Франции, Швейцарии и других европейских стран. Чтобы государство было крепким и стабильным, чтобы государственная власть реально функционировала, необходима развитая правовая система, необходимы специалисты-правоведы, поэтому не случайно С.Максуди пишет серию трудов под названиями: «Лекции по истории прав;)» (1927 г.), «Общие принципы права» ( 1937 г.), «История общего права» (1941 г), «Философия права» (1946 г.).
Но так как С.Максуди был также историком и патриотом своей нации, он хотел исследовать и показать истоки тюркского доисламского права, которые изначально базировались, как и у всех других народов, на традициях и обычаях народа. Поэтому неслучайно, когда в 1925 году среди будущих преподавателей Анкарской юридической школы распределяли обязанности, С.Максуди сказал, что он хотел бы вести «Историю тюркского права» (4/158).
В период с конца 1925 г. по начало 1928 г., за два с половиной года, он создал основание новой науки, и в начале 1928 г. вышла большая книга «История тюркского права», напечатанная арабским шрифтом (4/ 162). В конце 1947 г. С.Максуди выпустил дополнительное и расширенное издание этой книги, но уже под другим названием «Тюркская история и право».
Давая общую характеристику этого труда, необходимо признать, что он представляет собой учебное пособие для студентов как юридических, так и исторических факультетов. Произведение написано ясным, лаконичным и доступным для широкой студенческой аудитории языком. Материал изложен последовательно и логично. Он не перегружен мелкими частными деталями и усложненными наукообразными терминами, понятными лишь узкому кругу специалистов. В то же время — это серьезное исследование. Поражает не только объем абсолютного числа использованных источников (одних лишь примечаний в книге — 999), но и разнообразие их видов и широкая хронология. Зачастую автор не только приводит источники и результаты исследований других ученых, но и подвергает некоторые из них критике и высказывает свое видение рассматриваемых проблем.
Некоторые идеи, выдвинутые автором в своем труде, можно считать настоящими научными открытиями. Одним из них является определение новой семантики слова «кут», которое ранее переводилось лишь как «душа, счастье, сила» и словосочетания «Кутадгу билиг», которое до С.Максуди традиционно переводилось как «Знание о счастье» или «Благодатное знание». Турецкий ученый, рассматривая эти слова в контексте источников, доказал, что у слова «кут» есть и дополнительный смысл, который можно выразить такими словами, как «политическая власть, сила власти, могущество, величие» л словосочетание «Кутадгу билиг» он переводил кал «Знание, дающее политическую власть; знание, дающее могуществом Другим открытием С.Максуди был тезис о том, что именование част
гюркои «огузами» есть не что иное, как ошибка арабских и персидских историков, совершенно очевидно, что слово «огуз» (и его фонетический вариант «огур») является множественным числом слова «ок» (союз племен) и должно переводиться как «союзы племен», то есть «объединение или конфедерация союзов племен». Отсюда, например, выражение «до-куз огуз» следует переводить как «девять конфедераций союзов племен». Этот тезис, который впервые прозвучал из уст С.Максуди в 1924 г. в Пари-же, был признан великим Вильгельмом Томсеном и до сих пор никем не опровергнут. С.Максуди образно говорил: «В тюркской истории нет огуз-ских тюрков, а есть только тюркские огузы» (4/215). Эта проблема, поднятая историком, не потеряла актуальности и сегодня, она все еще злободневна. С.Максуди фактически совершил своего рода переворот в исторической науке, так как, исходя из его нового тезиса, многое в истории необходимо будет перессматривать заново.
Так как, согласно общепринятой точке зрения того времени, тюрки исторически считались исключительно кочевым народом, а все кочевые пароды относили к разряду варварских, то считалось, что тюрки не могли создать какой-либо цивилизации. Но С.Максуди был противоположного мнения. Еще в 1917 году в Уфе, будучи главой Национального парламента тюрко-татар, он говорил: «Наши предки создали великую цивилизацию. Такого культурного потенциала, как в тюркском народе, нет ни в каком другом народе. Мы можем утверждать это перед всем миром» (4/ 192). Это его утверждение базировалось не на голом патриотизме. О высокой развитости древних тюрков говорят и нетюркские ученые. Например, тюрколог Эрнст Добльхофер писал: «Мы и сейчас не можем равнодушно относиться к языку древнетюркских памятников… Выросший в постоянном общении с древними культурными народами этот народ в VI веке стоит уже на поразительно высокой ступени развития» (5/352,334). На мой взгляд, С.Максуди в своей книге постарался кратко, но емко и в то же время доказательно показать основные достижения и особенности тюркской цивилизации, в частности в области права, рассмотренного в историческом контексте.
Автор пишет, например, о богатстве как общеупотребительной, так и специальной правовой лексики древнетюркскогоязыка: «с точки зре ния богатства смысловых корней, тюркский язык один нз самых богатейших языков мира. В этом плане ни один из европейских языков даже не может сравниваться с тюркским языком.
На сегодня в немецком языке, который в результате сознательной и целенаправленной работы специалистов стал одним из богатейших языков мира, в общей сложности существует около 900 корней слов. Все остальные слова являются производными от этих корней.
Между тем в тюркском языке вкупе с корнями уже забытых и устаревших слов набирается около 8000 самостоятельных лексических единиц. Если эти языковые сокровища будут сознательно обработаны, как это было сделано другими нациями, тюркский язык будет одним из самых богатейших языков мира» (6/27).
С.Максуди убедительно доказывает, что древние тюрки обладали развитой тюркской терминологией не только в сфере государственного строительства и скотоводства, но и в области земледелия. Он показывает, что у тюрков все слова, обозначающие орудия земледелия и большинство сельскохозяйственных культур, имеют чисто тюркское происхождение.
Другим достижением тюрков автор считал наличие у них монотеистической и в то же время национальной религии, национального бога Тенгри, покровительствующего исключительно тюркам. Бога Тенгри тюрки называли не иначе как «тюркский Тенгри». Согласно тексту ор-хонских эпитафий, тюркский Тенгри желает, чтобы тюркский народ жил вечно, и говорит: «Да не исчезнет тюркский народ, пусть он живет, пусть будут вечными его имя и слава» (6/74).
Тенгри же делает определенных людей ханами. Вот как сказано об этом в эпитафиях: «После этого, чтобы тюрки могли жить как тюркская нация, Тенгри и Йерсу посадили на ханский трон хана Ильтериша (Иль-тереса)» (6/75).
Из орхонских эпитафий становится ясно, что, после того как были сотворены земля и небо, был создан «сын человеческий» (то есть, образно говоря, все люди, живущие на земле). А власть и управление над сынами человеческими были даны тюркским ханам (6/73). Есть также упоминание о том, что Тенгри поможет овладеть тюркам четырьмя сторонами света. Отсюда ясно, что тюркское государство рассматривалось как мировое государство, а обязанностью тюркского хана являлось распространить свою власть на весь мир.Представления тюрков о мировой власти и ми-ровом государстве не исчезни и после принятия ими ислама. Например, султаны в Османской империи назывались «халифами всей земли», В обязанность которых входило управление «мировым порядком» (7/37).
У тюркского государства, каким бы большим оно ни было, всегда была цель. В орхонских надписях этой целью провозглашается безопасность, порядок и справедливость. Эти надписи, сообщая о завоевании Кутлугом и его преемниками определенной страны и покорения ее народа, тут же объясняют, что «он воцарил в народе мир и порядок» (6/267).
Таким образом, получается, что древние тюрки, опираясь на покровительствующую им национальную религию, своего рода национальную идеологию, всегда стремились овладеть всем миром с целью привнесения в него мира, порядка и справедливости.
По мнению турецкого исследователя Невзата Кесоглу, наличие религии тенгрианствау гуннов зафиксировано не позднее V века до н.э. (7/35).
Из вышеизложенного вытекает, что тенгрианство хронологически было в мире второй после иудаизма монотеистической национальной религией, в которой идея владения миром перекликается с подобной же идеей, заложенной в Ветхом Завете. Возможно, фактор этой схожести, наряду с другими факторами, сыграл определенную роль и при принятии хазарскими каганами иудаизма в качестве государственной религии.
Одной из ярких особенностей и одним из крупных достижений тюркской цивилизации С.Максуди считал способность тюрков к общественной организации и к созданию государств.
На его взгляд, у тюркских народов издревле существовала определенная жестко структурированная система общества, элементы которой сохранялись при любых общественных катаклизмах. Это были: «арка гюн» или «кюнлюк» (семья) > «сой» (род) > «аймак » (племя) > «ок» (союз племен) > «огуз — огур» (объединение или конфедерация союзов племен).
Государства рождались и умирали, но вышеуказанные элементы системы были всегда жизнестойкими, поэтому из этих готовых кубиков очень быстро строилось новое здание другого государства. Для примера взять хотя бы предков современных татар, которые на протяжении своей истории создали 4 государства: Великую Болгарию в Прикубанье, Дунайскую Болгарию, Волжскую Булгарию и Казанское ханство. Они были важным культурным элементом, участвовавшим в создании Золотой Орды и в формировании как государства одною из ее улусов под названием «Московия» Наши предки создали также автономное образование в составе Рос-сии под названием «Суверенный Татарстан». Итого- 7 государств.
Toı факт, что самыми крупными по территории империями в миро-вой истории были именно тюркские или тюрко-монгольские империи, гоже говорит о способности тюрков к государственному строительству.
Виде одним достижением тюркской цивилизации можно считать относительную демократичность средневекового тюркского общества.
Общество состояло из хана, беков и рядовых воинов. Хан избирался беками и частью народа на курултае. Кандидат на престол обязательно должен был принадлежать к ханской династии. Приоритетом пользовался самый старший сын умершего хана. В случае, если смерть хана означала прекращение династии, курултай мог выбрать правителем одного из беев, отвечающего требованиям, предъявляемым хану.
Условием законного занятия трона престолонаследником было обязательное согласие беев или, другими словами, одобрение и утверждение кандидата курултаем. В любом случае власть хана не была абсолютной, если он нарушал традиции предков (торе), его свергали с престола. Беки не были наследственными, до бека мог дослужиться любой рядовой воин. Все важные вопросы решались представителями племен и беками на курултаях. Рабами могли быть лишь военнопленные из других народов. Рабство не было широко распространено, оно носило скорее домашний характер. К рабам у тюрков было гуманное отношение.
Поразительной особенностью средневековых тюрков являлось их толерантное отношение к религиям других народов, с которыми им приходилось сталкиваться.
Кроме веры в тюркского Тенгри, некоторые тюркские народы и племена доисламской эпохи в ходе своей истории были приверженцами таких религий, как буддизм, зороастризм, манихейство, несторианство, конфуцианство. В качестве яркого примера можно привести сведения китайского посла Уанг Йен Ти о государстве Докуз Огузов и их столице -городе Куча, находившихся в Восточном Туркестане. Он сообщает, что в ханстве, которое он посетил в 981 г. н.э., существуют около 500 буддийских храмов, самый древний из которых построен три века тому назад, кроме них есть еще христианские церкви и храмы огнепоклонников. Около одного из буддийских храмов находится библиотека, в которой хранятся книги ПО БУДДИЙСКОЙ РЕИГИИ И переписка ханов с КИШИСКИМИ императорами. Самое интересное ТО, ЧТО мусульманский автор Масуди, писавший об этом же тюркском ханстве за 38 лет до прибытия туда китайского посла, сообщает, что среди всех ТЮрКОВ ТОЛЬКО тюрки »ТОГО ханства являются приверженцами манихейства (6/321, 322).
Что касается сугубо правовых вопросов, рассматриваемых автором в контексте тюркской истории, то я решил подробно не останавливаться на них, так как сам С.Максуди в предисловии и объемистом введении к книге подробно изложил методологию и специфику своего исследования в отношении правовых вопросов.
Хочу сказать лишь следующее. Материал книги позволяет сделать вывод о том, что правовая культура средневековых тюрков была довольно развитой. Особенно это бросается в глаза при знакомстве с образцами юридических документов средневековых уйгурских ханств (VII-Х вв.). Их правовая система была настолько развита, что возникает ощущение, что все это происходит в наши дни. Там присутствовали почти все виды торговых и кредитных операций, характерных для современности. Существовал, например, даже термин «tüş» (6/400), обозначавший понятие «процент».
Думается, что в более древние периоды истории тюрки или даже еще прототюрки были среди других народов своего рода новаторами и революционерами в сфере права, государственного и военного строительства. Об этом, например, свидетельствуют и два правовых термина из латинского языка: «juro» (1. Присягать, клясться; составлять заговор) и «juris» (1. Право, совокупность законов. 2. суд. 3. Власть) (8/354), которые по своей фонетике и семантике очень близки к тюркским (татарским) словам: «чур» (со значением «сдержи свое обещание, клятву») (9/ 447), «юрау / жюрау» (1. Стремление определить какие-либо события, которые могут произойти в будущем; комментировать явления природы или жизни общества) и «юри / жюри» — наречие, переводящееся как «(делать что-либо) с хитростью и скрытно», «(делать что-либо) притворяясь хорошим, а на самом деле готовя злой замысел» (9/614).
Интересно в данном аспекте и латинское слово «ордо» (1. Ряд. 2. Воен. строй, шеренга. 3. Сословие, звание, общественный слой. 4. Порядок, расположение) (8/361), от которого образовались немецкое «die Ordnung» (порядок), английское «order» (порядок, приказ). С тюркским словом «орду / урда» связаны также русские слова «ряд, рядовой».
Это слово, относящееся к сфере государственного и военногостроительства и имеющее в тюркских языках значения: 1. Государство. 2.Столица ханства. 3. Ставка хана 4. Армия, атакже предыдущих два латин с к и х слюва, вероятнее всего, попали в латинский язык от этрусков, язык которых, как доказывает в своем исследовании Адиле Айда, был тюркским.
Таким образом, можно сказать, что тюрки внесли определенную лепту и в формирование истоков знаменитого римского права.
Книга С.Максуди несомненно актуальна и практически значима и для сегодняшнего дня. В 1991 году появились новые независимые тюркские государства, повысился статус и тюркских автономий в Российской Федерации. В этих новых государствах появилась потребность создания стабильных правовых и политических структур, укрепления и совершенствования уже созданных систем права. Практика показала, что многие правовые нормы, механически перенесенные из европейских законодательств на местную почву, не учитывают национальную психологию народа, а потому и не срабатывают. Здесь речь может идти о демократии, либерализме, правах человека и т.д. Например, наша демократия не должна быть абстрактной и рафинированной. Эта демократия должна быть на уровне нашего тюркского понимания и менталитета, она должна быть основана на наших исторических традициях и духовных ценностях. Книга С.Мак-суди как раз и представляет определенную часть этих ценностей. Кто-то, вероятно, скажет, что мы можем взять из средневекового опыта? Дело в том, что общественное национальное сознание, менталитет народа — очень инертная и консервативная вещь. Если учесть, что в России рабство было отменено лишь в 1861 году, в 1917 году 90 % населения страны составляли крестьяне, а СССР по своей социальной структуре был фактически феодальным государством, то легко объясним, например, тот уровень развития политических институтов, сложившийся на сегодняшний день в тюркских, да и не только в тюркских странах СНГ.
Важно, чтобы все политические институты и правовые нормы постепенно выкристаллизовывались из глубинных традиций народа, чтобы они ориентировались на уровень восприятия рядового человека, только тогда эти нормы будут понятны и будут выполняться населением.
Думаю, что современные руководители тюркских государств по таким параметрам управленческой деятельности, как «установление порядка и принципов справедливости», еще очень далеки от того, чего достигли и этой облас ги средневековые каганы и их беки.
1 фактическая значимость книги заключается в том, что она может быть использована н качестве учебника для юридических и исторических факультетов университетов тюркских стран, а также может быть вспомогательным материалом при законотворческой деятельности.
У этой книги есть еще один практический аспект. Наша правовая тюркская терминология за годы советского режима неоправданно засорилась терминами русского происхождения. Для создания терминов на базе тюркских языков этот труд С.Максуди также может оказать неоценимую помощь. Он поможет нам вернуться к своим корням и твердо стоять на ногах.
Заканчивая свое краткое предисловие к книге благородного тюркского интеллектуала, романтика и в хорошем смысле идеалиста XX века С.Максуди, необходимо сказать, что он всю свою жизнь беззаветно трудился во имя блага и прогресса тюркских народов. Он мечтал видеть их свободными, независимыми и процветающими.
Примечания
1. Ayda Adile. Etrüskler (Tursakalar) Türk idiler. — Ankara, 1992.
2. Сулейменов Олжас. Аз и Я. — Алма-Ата, 1975.
3. Каримуллин Абрар. Прототюрки и индейцы Америки: по следам одной гипотезы. -М., 1995.
4. Айда Адиле. Садри Максуди Ареал. — М., 1996.
5. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. — М., 1965.
6. Maksudi S. Türk tarihi ve hukuk. — İstanbul, 1947.
7. Kösoglu Nevzat. Türk dünyası tarihi ve Türk medeniyeti üzerine düşünceler. -istanbul, 1990.
8. Учебник латинского языка. — M., 1969.
9. Татар теленен анлатмалы сузлеге. — 3 томда. 3-нче том. — Казан, 1981.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Этот труд, изданный мною сейчас в виде книги, в сжатом виде со-держит курс моих лекций, прочитанных на юридических факультетах Лика рекою и Стамбульского университетов.
До образования Турецкой республики никто в стране не занимался историей тюркского права. Впервые в тюркском мире в 1925 году на юридическом факультете Анкарского университета была образована кафе/фа истории тюркского права.
Наши крупные государственные деятели, организовавшие этот факультет, улостоили чести преподавать историю тюркского права автора этой книги. В то время Исмет Иненю, бывший премьер-министром, любезно согласился стать почетным профессором этой новой кафедры. Таким образом, мы приступили к преподаванию истории тюркского права под высоким покровительством сегодняшнего президента республики.
Быть профессором впервые созданной кафедры насколько почетно, настолько и ответственно и трудно. В то время, когда мы начали заниматься историей тюркского права, история великой тюркской расы не была исследован а с точки зрения права, в истории тюрков еще не были определены периоды расцвета их права, правовая система исторических государств, а также нравственные и правовые представления, на которых зижделась эта система. Одним словом, история права великой нации, которая в прошлом создала множество государств и на протяжении столетий правила многими странами в Азии, Европе и Африке, не была написана.
Науки, называвшейся «История тюркского права», у которой был бы очерчен предмет ее исследования, определены ее разделы и обозначены ключевые моменты, просто еще не существовало.
По этой причине профессор кафедры «История тюркского права» должен был не просто излагать основы какой-либо уже известной науки, а сам собирать и готовить материал своих будущих лекций, если можно так выразиться, стараться создать ту науку, которую ему предстояло преподавать. В этих условиях положение профессора истории тюркского права налом инало положение путника, загодя строящего дорогу, по которой ему придется пройти. Чтобы суметь выполнить эту трудную задачу прежде всего для того, чтобы в научном плане разработать историю права какой-либо нации, необходимо было определить, в каких сферах и в какой форме потребуется пронести научные изыскания какими источниками при-дется пользоваться; то есть сначала необходимо было подготовить рабочую программу и лишь затем, согласно этой npoграмме, можнобыло при ступить к работе и научным исследованиям.
В целях разработки истории тюркского права я уже наметил, в каких областях необходимо будет провести исследования, определил методы этих исследований и источники, которые будут использованы, но я все еще не завершил той рабочей программы, которая была мною задумана.
Эту программу смогут завершить лишь исследователи будущих поколений. Лишь после долгих лет изучения тюркской истории с точки зрения права и использования множества важных источников, согласно установленной мною программе, у меня начали складываться определенные представления о расцвете права тюркской расы и периодах этого расцвета, очень разных с точки зрения права исторических эпохах, системе организации, существовавшей в тюркских государствах того времени и о воззрениях, на которые опиралась система организации. Таким образом, полученные результаты необходимо было, с одной стороны, исследовать с точки зрения основ, которыми сегодня руководствуются такие науки, как история общего права, социология и экономика, а с другой — сравнить их с результатами, полученными из истории права других народов.
На сегодня книга, изданная мною под названием «Тюркская история и право», является всего лишь квинтэссенцией исследований, мыслей и представлений в сфере истории тюркского права. Этот труд далек оттого, чтобы представлять собой до конца разработанную форму истории тюркского права. Для более полного раскрытия потенциала этой науки потребуется более длительный период работы многих поколений. В силу этого совершенно естественно, что не может быть лишен каких-то недостатков и изъянов труд, который является всего лишь первым опытом на пути создания науки под названием «История тюркского права», науки, которой попросту вообще не существовало до открытия новой кафедры в Анкаре. Я надеюсь, что исследователи, которые будут работать в этой области после меня, углубят свои познания в сфере истории тюркского права и дополнят мою книгу новыми материалами. Таким образом история тюркского права постепенно превратится в самостоятельную науку. Но как бы ни ушла вперед в будущем история тюркского права, я надеюсь, что эта книга будет занимать определенное место в истории создания и развития науки В ней показаны пути, по которым будут проводиться исследония в области история поркского права, а также определены все источники, которые могут быть использованы для становления истории тюркского права, в книге также использованы сведения, содержащиеся в этих источниках.
В этом труде показаны представления тюрков о важнейших правовых институтах, суть этих институтов и их социальная роль, поэтому я очень надеюсь, что и после дальнейшею развития истории тюркского права основные границы тематики этой науки, суть и содержание важных правовых институтов, определенных мною, а также мои мысли и взгляды о правовых представлениях, господствовавших среди тюрков в разные эпохи, будут продолжать оставаться четко очерченным фундаментом этой науки.
Садри Максуди Арсал
ЧИТАТЬ КНИГУ «ТЮРКСКОЕ ИСТОРИЯ И ПРАВО» С ПОМОЩЬЮ CALAMEO