Предлагаем ознакомиться с документом о межнациональной журналистике, разработанным главным редактором «Кавказской политики» Максимом Шевченко. Это небольшой кодекс-памятка для журналиста, пишущего о межнациональных проблемах. » Я написал не какой-то официальный документ, а памятку для журналистов, которые занимаются этой проблематикой, своего рода катехизис. Я своим студентам сказал, чтобы они старались придерживаться этих 14 пунктов, чтобы они видели суть проблемы», – пояснил Шевченко.
Во вторник в Госдуме Российской федерации на семинаре для руководителей пресс-служб различных органов власти был представлен этический кодекс журналистов, освещающих тематику межнациональных отношений.Согласно ему, журналисты, «осознавая свою ответственность перед обществом, стараются, чтобы все противоречия и недопонимания, возникающие между согражданами на межэтнической почве, разрешались мирно, в конструктивном межнациональном диалоге с участием СМИ и не приводили к конфликтам, предполагающим вмешательство правоохранительных органов».
Кодекс вновь оказался в центре внимания на фоне последних событий, связанных с межэтническими отношениями: после беспорядков в Бирюлево и теракта в Волгограде. Начальник управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов одобрил содержание кодекса, указав, что «это предмет для совместного обсуждения и продвижения его на территории РФ».
Президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге напомнила, что впервые идея кодекса журналистов, освещающих темы межнациональных отношений, прозвучала в декабре на заседании профильной комиссии под председательством вице-премьера Дмитрия Козака. На том же заседании присутствовал и член Общественной палаты и СПЧ, эксперт по Северному Кавказу Максим Шевченко, который также откликнулся на призыв вице-премьера и составил свой кодекс. Он был опубликован в середине октября на сайте «Кавказская политика».
Кодекс Шевченко состоит из 14 пунктов. Он, в частности, призывает коллег по цеху не шутить на темы языка, акцента, веры и национальных обычаев, не указывать национальность в случае совершения бытовых преступлений, не восхвалять и не оправдывать этнические чистки, депортации.
Шевченко признал, что в кодексе по версии гильдии его смутил императивный тон. «Союз журналистов любит такой тон. Чего это «журналист обязан» – я не знаю», – удивился Шевченко, заметив, что в современном информационном пространстве никто никаких кодексов соблюдать не обязан. «Я считаю, что коллективные обязательства работают, если человек берет их на себя добровольно, публично, они имеют отношение к его реноме», – уверен Шевченко.
Максим Шевченко
главный редактор «Кавказской политики»
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ЖУРНАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Не пиши того, о чем ты точно не знаешь – твое примерное, приблизительное знание или незнание могут обидеть людей, для которых их религия или национальные обычаи являются смыслом жизни.
Не смейся и не шути над чужой верой или национальными обычаями – то, что не существенно для тебя – для других дороже жизни.
Не смейся над непонятным тебе языком, как бы странно он не звучал для твоего слуха – язык является важнейшим фактором самосознания человека.
Не смейся над чужим акцентом – не все обязаны знать твой язык, подумай, сколько чужих языков знаешь ты?
Не издевайся над чужими именами, не вышучивай и не используй их странное или непривычное для тебя звучание в юмористических или иных творческих целях – для других их имена священны.
Не пиши и не рассуждай о других народах свысока — если ты принадлежишь к народу численностью в миллионы или десятки миллионов человек, помни, что ты и представитель народа численностью в несколько сотен, тысяч, десятков тысяч или даже сотен тысяч человек – по-разному видите мир и ощущаете себя в нем.
Не ищи экстремизма в чужой религии или национальных обычаях – возможно, ты не понимаешь содержания и мотивов жизни других, занимайся, в первую очередь, своей верой и своим национальным самосознанием.
Не запрещай другим молиться и не поддерживай этот запрет – верующие люди всегда поймут друг друга и смогут договориться.
Помни, что чисто межэтнических и межнациональных конфликтов, основанных на ненависти и неприязни к другим, не существует – старайся понять экономические и социальные причины конфликтов между этническими и конфессиональными группами.
Не используй национальные обычаи или религиозные обряды для создания негативного образа или нагнетания негативного эмоционального настроя – нам не дано предугадать, как слово наше отзовется!
Не указывай национальности преступника, если преступление не мотивировано этническими или религиозными причинами – по-большей части у уголовного преступления нет национальности и вероисповедания.
Не восхваляй историю имперских захватов и войн с точки зрения их безусловной справедливости – у разных народов нашей страны разная память об одних и тех же событиях. То, что для тебя восторг – для других горе и трагедия. Будь аккуратен и бережен с исторической памятью твоих соотечественников.
Не оправдывай этнические чистки, геноцид, депортации, погромы – какие бы аргументы ты не приводил, они не будут слышны.
Будь собой! Укрепись в своих национальных и религиозных корнях – это позволит тебе понять человека другой веры и других национальных традиций
Источник: kavpolit.com
КОММЕНТАРИЙ РИСУНКУ НА ОБЛОЖКЕ:
Скандальная история с национальным оттенком случилась в Калининском суде Санкт-Петербурга, где рассматривали дело тувинца, обвиняемого в подделке документа. Судья и прокурор в ходе заседания без тени сомнения объявили, что уроженцы Тувинской Республики, входящей в состав Сибирского федерального округа РФ, не являются гражданами России, а национальности «тувинец» вообще не существует, пишет Slon.ru.