«У меня есть две национальные святыни, с которыми я еду в другие страны, с которыми переступаю порог других народов. Это – «Манас» (киргизский эпос) и Мухтар Ауэзов. Мухтар Ауэзов первый вывел наши тюркоязычные литературы на широкую и трудную дорогу современного реалистического изображения жизни. Мне кажется, на формирование современной среднеазиатской художественной мысли и всей духовной жизни наших соседствующих народов Ауэзов оказал такое же влияние, как в свое время Пушкин на развитие русской культуры».
Чингиз Айтматов
События в фильме происходят в начале 20 века. Мальчик, рано оставшийся без родителей, поселяется в доме дяди и, вопреки воле взрослых, берет в дом волчонка. Но постоянная травля окружающих приводит к тому, что мальчик отпускает Лютого на свободу, а сам покидает дядин дом. Проходит время. Мальчик, пожалев дядю, возвращается, а Лютый становится вожаком волчьей стаи.
Волков бояться — в кино не сниматься
Ольга ХРАБРЫХ
«Главный приз вручается картине Толомуша Океева «Лютый», — торжественно объявил ведущий престижной премии «Оскар». В переполненном зале раздались бурные аплодисменты. Автор сценария картины Андрон Кончаловский по-отцовски потрепал Камбара Валиева по голове со словами: «Ты талантливый мальчик. Как только окончишь школу, приезжай ко мне в Москву». Впрочем, все это Валиеву только приснилось, хотя могло бы стать явью. Картину действительно собирались отправить на престижную премию «Оскар», а Кончаловский обещал тогда еще юному Валиеву свою помощь.
Прошло около 35 лет с тех пор, как на экраны вышел фильм Толомуша Океева «Коксерек» — «Лютый» по мотивам произведения Мухтара Ауэзова. Картина завоевала множество призов на различных международных фестивалях. И до сих пор во взрослом мужчине люди узнают стойкого и смелого мальчугана Курмаша. Может, его выдают этот выразительный блеск в глазах и мальчишеский задор. По сути, сегодня Валиева можно назвать хирургом железных коней, он технический директор одного из алматинских СТО. Хотя мог бы стать врачевателем человеческих душ — актером.
Практически все свое детство Камбар Валиев провел на съемочной площадке. Он до сих пор помнит, как веселые одноклассники кричали ему вслед: «Камбар, беги скорее, «Казахфильм» приехал!». Камбар лихорадочно хватал портфель и мчался на киностудию. Не проходило и года, чтобы Валиева не задействовали в создании какой-либо картины. Участие в них давало немало преимуществ, и в итоге юный актер объездил практически весь Советский Союз. Он снимался в таких фильмах, как «Шок и Шер», «Алмазные тропы», «Четверка по пению». Но прославил Камбара Валиева, наверное, именно Курмаш в «Коксереке» Толомуша Океева. На эту роль его утвердили в 1973 году. Причем, по словам Камбара, пригласили без прохождения всяческих кинопроб, поскольку уже тогда за плечами юного актера было участие в дипломной работе Кано Касымбекова «Шок и Шер», повествующей о мальчике и жеребенке.
— Съемки в картине «Шок и Шер» ассоциировались у меня с чем-то веселым и забавным, поэтому, когда меня спросили «А хочешь ли ты сняться в кино еще раз?», я, нисколечко не задумываясь, ответил «Да», — вспоминает Камбар Валиев. — Но картина «Лютый» была психологически тяжелой.
Зуб сомнения
С режиссером фильма мы подружились сразу, в Толомуше Окееве мне импонировало многое. И прежде всего то, что он держался с детьми на равных. Помню, мы снимали одну сцену, где в кадре я должен был заплакать. «Настройся, пожалуйста, на серьезный лад, помни, что картину посмотрят твои потомки. Сейчас тебе нужно подумать о каком-нибудь печальном событии, произошедшем в твоей жизни», — использовал различные психологические приемы Толомуш Океев. В какой-то момент мое настроение опустилось до нулевой отметки, и глаза медленно начали наполняться слезами. Да и к тому же у меня как раз разболелся зуб. Океев, наверняка, знал о моем недуге, и получилось так, что он ненароком задел мое больное место. Тогда-то я и заревел. «Вот-вот, давай играй», — подзадоривал меня режиссер. Мой зуб предательски ныл, да и невыносимая жара давала о себе знать. Вообще, съемки длились около полугода. Картину делали на базе «Казахфильма». В съемках принимали участие актеры Суйменкул Чокморов, Нуржуман Ихтымбаев. Картину снимали под Алматы, на берегу Иссык-Куля, на реке Или.
В перерывах актеры возвращались домой, я же оставался на съемочной площадке, наблюдал за волками, беседовал с дрессировщиками. Тогда я даже не снимал одежду Курмаша. Иногда казалось, что начинаю превращаться в своего персонажа. Порой я просыпался среди ночи в своей юрте, и возникало ощущение, что я действительно тот самый Курмаш, которому необходимо спасти своего друга — волка. К тому же в ходе съемок я привязался к волчице Маше, которую привезли из Московского питомника. Я не боялся волчицу и часто гладил ее. Когда съемки подошли к концу, ее хотели снова увести в Москву. Но Маша погибла, не выдержав перелета. Когда я узнал о случившемся, в моем сердце как будто образовалась большая трещина.
Обещание Кончаловского
Конечно, меня охватывал страх перед этими серыми хищниками. Однако я знал, что нахожусь под защитой своих коллег. Попробуй волк напасть на человека, в него тут же выстрелили бы. Я знал, что в любой момент меня подстрахуют, и поэтому чувствовал себя уверенней. Постепенно начал привыкать к своим серым коллегам по съемочной площадке, и мой страх сошел на нет. Но трудностей возникало много. Бывало, волк срывался, убегал, я всякими способами пытался его удержать. Но животное есть животное, и порой, чтобы снять один эпизод, приходилось делать несколько дублей. Случалось, что и техника подводила, то аккумулятор садится, то камера заедает.
Премьера этого фильма с успехом прошла в кинотеатрах «Арман» и «Байконур». Посетивший торжественный показ картины Андрон Кончаловский пообещал мне: «Камбар, как только ты окончишь школу, сразу же приезжай ко мне в Москву. О твоей дальнейшей судьбе я позабочусь сам». После окончания школы мог бы обратиться к Андрону, но почему-то не сделал этого. Хотя однажды, в 90-е годы, когда меня буквально задавил груз проблем и мне срочно требовалась помощь, я отправил Кончаловскому письмо по электронной почте. Ответа так и не последовало. Вполне возможно, что мне дали устаревший электронный адрес.
Один шаг на пути к «Оскару»
А что касается «Лютого», то его судьба сложилась удачно: он побывал на кинофестивале в Локарно, в Италии. В Баку мне вручили диплом за лучшую детскую роль. К сожалению, ни на один из фестивалей меня не пригласили, видимо, организаторы посчитали, что ребенку это не нужно. Сейчас мне обидно, порой друзья спрашивают: «А почему ты не поехал на чествование картины?» В 2001 году этот фильм возили в Европу, но и тогда обошлось без моего участия. Кстати, в 70-е годы «Лютого» хотели отправить на «Оскара», но, к сожалению, обстоятельства сложились не в нашу пользу. В картине есть эпизод, когда волков расстреливают. Эта сцена сыграла свою роковую роль. Фильм планировалось выставить на «Оскар», но организация по защите животных помешала нам сделать это. Кстати, «Лютый» вошел в сотню лучших фильмов XX века.
Мухтар Ауэзов — «Коксерек» — «Лютый»