Как месяц рождения ребенка влияет на его успеваемость

09
Месяц рождения детей напрямую влияет на их успеваемость в школе, зрелость по отношению к одноклассникам и даже выбор будущей профессии. И все это никак не связано со знаками Зодиака.

07
Как месяц рождения ребенка влияет на его успеваемость

(«Atlantico», Франция)
044

Жюльен Грене (Julien Grenet)
Жюльен Грене, сотрудник Национального центра научных исследований, преподаватель в Парижской школе экономики.
08

Atlantico: Проведенные за последние годы в США и Франции исследования продемонстрировали влияние месяца рождения ребенка на его успеваемость в школе. В Америке труднее всего приходится тем, кто родился в июне-июле, а во Франции — тем, кто появился на свет в ноябре-декабре. С чем, по-вашему, связано это давнее явление?

Жюльен Грене: Механизм связан с относительной зрелостью детей, которые родились в разные месяцы года. Когда они идут в подготовительный класс в шестилетнем возрасте, разрыв между детьми, которые родились в декабре и январе составляет 11 месяцев.

Речь идет о целых 15% всего прожитого ими времени, что, как несложно понять, влечет за собой серьезное неравенство в зрелости. Раз тесты и экзамены проходят в четко установленное время, родившимся в декабре детям приходится сдавать их в более раннем возрасте, и, следовательно, их успехи хуже.

Этот разрыв особенно сильно ощущается в подготовительном классе, но он сохраняется и в дальнейшем, пусть уже не в такой степени. Вопреки расхожему мнению, он не исчезает к концу начальной школы и сохраняется даже на протяжение учебы в средних классах. Окончательно все сглаживается только у старшеклассников. Расхождения сохраняются, потому что успеваемость в школе может повлиять на выбор жизненного пути, что особенно важно во время профориентации. Родившихся в декабре ориентируют чаще тем тех, кто родился в январе. В 15-летнем возрасте результаты в учебе отличаются не так уж сильно, но родившиеся в декабре дети остаются на второй год чаще, в два раза чаще, чем те, кто родился в январе. По моим оценкам, в 2010 году на второй год остались 33% 11-летних «декабрьских» учеников против 18% «январских». Эта тенденция сохраняется в независимости от общественного положения ребенка. А повтор года — это один из факторов, которые принимаются во внимание при определении профориентации.

— В какой степени месяц рождения в дальнейшем отражается на наших профессиональных достижениях? Что говорят цифры на этот счет?

— Это в первую очередь влияет на тип дальнейшего образования, ориентацию в сторону профессиональной или общей подготовки. Что касается зарплат, родившееся в декабре люди в среднем зарабатывают на 1% меньше тех, кто родился в январе. Речь идет примерно о 250 евро в год, если отталкиваться от средней зарплаты.

— Получается, что во Франции большинство козерогов и стрельцов испытывали трудности на протяжение всей учебы, а в определенный момент даже были вынуждены остаться на второй год? Что нового дали ваши наблюдения в данной области?

— Можно утверждать, что повтор года несправедливо вредит главным образом самым юным ученикам в классе. Чаще всего на второй год остаются те, кто родились ближе к концу года, хотя это вовсе не означает, что ребенок менее одарен, чем другие. Для этого в классах следовало бы ввести специальные программы.

— Говорят ли все эти исследования о непродуманности учебного года? Как следовало бы реформировать нашу систему образования, чтобы облегчить жизнь тем, кто родился ближе к концу года?

— Месяц рождения следовало бы принимать во внимание во время выставления оценок и профориентации. В Англии детей уже предложили разделять по возрастным группам.

Более радикальное предложение заключается в ведении специального коэффициента для повышения отметок самых юных учеников в начальной школе. Это позволило бы справиться с разницей в зрелости детей. Эти относительные расхождения в возрасте влияют на учеников в разной степени, но если мы хотим, чтобы самые маленькие реже оставались на второй год, такой вариант можно рассматривать.

Это вовсе не обязательно делать открыто, ставить в известность учеников. Преподавателям просто стоит принять во внимание эти моменты. Однако волшебного решения тут все равно не будет, и мы по вполне ощутимым причинам вынуждены собирать детей разных возрастов в один класс.

— Но стоит ли делать это общим правилом? Ведь у родителей может возникнуть чувство вины…

— Факты говорят о том, что родителям не стоит пытаться записать ребенка в школу на год раньше, если он, например, родился в январе. Если он будет самым маленьким в классе, это обязательно отразится на его успеваемости.

Как бы то ни было, на рождаемости все это не повлияло. Ее сезонные свойства связаны в первую очередь с летними отпусками и рождеством. В любом случае, драматизировать ситуацию нет причин: это может серьезно отразиться на направлении учебы ребенка, но мало влияет на его профессиональные достижения, зарплату и трудоустройство.

Главный вывод, который нужно вынести для себя, заключается в том, что родившееся в это время года дети требуют к себе особого внимания. Суть проблемы касается скорее не разницы в зрелости, а последствий в плане профориентации и повтора года. Если учесть эти факторы, все можно исправить.

— Исследования по этому вопросу проводились еще в 1960-х годах. Как так получилось, что у нас сегодня вновь открыли для себя эту проблему?

— В тот момент был сделан вывод о том, что месяц рождения ребенка имеет значение только в начальной школе. Однако никто тогда не задумался о его воздействии на профориентацию, которое на самом деле существует и отличается завидной устойчивостью. Месяц рождения не создает проблем в таких странах как Англия, где детей попросту не оставляют на второй год. Поэтому там его воздействие ощущает на порядок слабее.

0122

(Tashriflar: umumiy 272, bugungi 1)

Izoh qoldiring