Мухаммад Садык Кашгари. Адаб-уль-салихин (Учтивость праведных).

011
На Востоке, где сохранение чувства собственного достоинства привито самой религией Ислама, знание приличий, как известно, составляет долг каждого, независимо от происхождения и общественного положения. Создавая свою книгу «Адаб-уль-салихин» (адаб ~ вежливость, учтивость, салих — праведный, воспитанный), Мухаммад Садык Кашгари задался целью собрать воедино и изложить в строгой последовательности те правила вежливости мусульманина, какие признаются наиболее отвечающими примеру пророка и его первых последователей. Конечно, иные из этих правил устарели, хоть мы сочли нужным привести и их, чтобы дать представление о характерных, глубоко своеобразных чёрточках быта наших предков. В целом же ‘Кодекс приличий» остаётся одним из замечательных памятников духовной культуры Востока*.

022

Мухаммад Садык Кашгари
АДАБ-УЛЬ-САЛИХИН (УЧТИВОСТЬ ПРАВЕДНЫХ — КОДЕКС ПРИЛИЧИЙ)
021

ВО ИМЯ БОГА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Слава пророку, посланному Богом, чтобы наставить людей на истинный путь. Господь снабдил своего посланника совершеннейшим знанием правил вежливости и учтивости, соблюдаемых в разных случаях жизни. Да будет милость Божия и на сподвижниках пророка, тоже придававших большое значение соблюдению приличий.
В этой книге собраны все известные и общеупотребительные правила вежливости заимствованные Из самых достоверных книг шариата(1) и тариката …

Глава 1
021

Приличия, соблюдаемые при посещении дома, приветствиях, рукопожатии и целовании

0331. При посещении чьего-либо дома необходимо соблюдать следующее:

а) желающий войти в чей-либо дом должен ещё за дверью предупредить хозяина о своём намерении войти; для этого следует постучать в двери или покашлять.
б) Когда стук или кашель будет услышан и из дома послышится отклик, следует, произнеся предварительно приветствие (салям), спросить разрешения войти в дом.
в) Если после троекратного вопроса из дома не слышно будет ответа и не последует разрешения войти, то необходимо, не настаивая более, возможно скорее удалиться.
г) Если хозяин дома, не отворяя двери, спросит пришедшего: кто там? — то следует ответить, назвав своё имя, а не говорить уклончиво: ваш друг, ваш покорный слуга, чтобы не оставить спрашивающего в недоумении, кто к нему пришёл.
2.При обоюдных приветствиях соблюдается следующее:

а) Если двое мусульман встречаются, они обязаны приветствовать друг друга, не придавая значения тому, в дружественных или во враждебных отношениях находятся они между собою, потому что приветствие установлено пророком и составляет «суннат»(3).
б) Приветствие должно быть высказано непременно словами:
«Мир вам», или «Мир вам, изобилие и милость Божия», а будет невежливо, если приветствующий скажет: «мир тебе» или вообще произвольно изменит или сократит общепринятую фразу приветствия.
в) Отвечать на приветствие надлежит немедленно, и притом настолько громко, чтобы тот, к кому обращаются, услышал сказанное;
в противном случае обязанность получившего приветствие остаётся не выполненною.
г) Если кто-либо входит в собрание мусульман и высказывает приветствие, то слова свои отнюдь не должен обращать исключительно к кому-либо одному из находящихся в собрании, а приветствовать всех вообще присутствующих.

066Когда приветствие передаётся не лично, а через посланного, следует отвечать: «и тебе, и ему, и вам мир».
ж) Лица высокопоставленные первые приветствуют лиц ниже их стоящих в общественном положении; конный приветствует пешего, идущий — сидящего, хозяин — слугу, госпожа — служанку и немногие первые приветствуют собрание большого числа лиц.
з) Посторонний человек не должен приветствовать красивую женщину и, хотя бы красавица сама решилась обратиться с приветствием к постороннему мужчине, последний не должен отвечать ей; но если женщина некрасива, то приветствовать её позволительно, а отвечать на приветствие такой женщины должно. Приветствовать свою жену и домашних своих, хотя бы между ними были и красавицы, — следует…
Если многие мужчины будут приветствовать постороннюю для них красавицу, или одна посторонняя красивая женщина выскажет приветствие нескольким мужчинам, то нужно ответить на приветствие, если оно не было вызвано дурными намерениями.
н) Не следует приветствовать:
1) человека, находящегося в отхожем месте;
2) человека, занятого исполнением супружеских обязанностей со своей женой;
3) человека спящего;
4) в бане — не омывшегося ещё после состояния нечистоты;
5) вкушающего пищу, если пища у него во рту; но если пищи во рту нет, то приветствовать следует, а отвечать — необходимо;
6) хатиба(3), во время произнесения молитв;
7) во время возглашения «азана» и «икамата»;
10) человека молящегося…
и) Не исполняющих предписанное шариатом, развратных, бессовестных, жестоких и неверных вовсе не следует приветствовать, и, если они приветствуют мусульманина, то последний не должен им отвечать. Если же мусульманин пожелает приветствовать одного из имеющих Писание(4), то следует высказать приветствие так: «милость Божия тому, кто направляет на истинный путь-«.-

07

3. При встрече соблюдается следующее:

следует сделать рукопожатие — «суннат»… Неверным, жестоким, развращённым, бессовестным, а также красивым женщинам рукопожатия при встрече делать не следует, также не следует пристально останавливать свой взор на лицах безбородых, женоподобных юношей — это грешно; давать же рукопожатие таким юношам ещё более непозволительно, ибо это похоже на рукопожатие с женщиной.

‘Чтец, специально читающий во время богослужения молитву, .
(2) Так мусульмане называют христиан и евреев, в отличие от неверных (кафиров) — язычников, буддистов и т.д.
(3) «хутба» — пятничная молитва  (4) здесь Коран

* Текст был переведён на русский язык Нилом Лыкошиным и в 1895 году выпущен отдельным изданием в Ташкенте, а в 1900 году под названием «Кодекс приличий на Востоке» включён в «Сборник материалов по мусульманству».

Примечания:

(1) Кодекс мусульманского права, изложенный во множестве книг юридическо-богословского характера.
(2) Мистический термин, обозначающий особое учение, познания которого мусульманские дервиши достигают посредством своеобразных аскетических упражнений.
(3) Религиозный обычай, завещанный пророком своим последователям для подражания. В большинстве случаев суннат имеет основанием пример из жизни пророка.

Глава 2
021

Приличия, соблюдаемые человеком, который ложится спать, одевается, идёт по дороге и садится верхом на лошадь

0991. При отходе ко сну следует:

а) прочесть следующую молитву: «я дожил до вечера, в мире, по воле Бога, настала ночь. Слава Богу! Нет Бога, кроме Аллаха, и мир ему принадлежит. Слава Ему, всесильному. О Боже! Дай мне благополучно провести эту ночь и последующие дни и ночи; сохрани меня от зла этой ночи и последующих дней и ночей…» Вставая после рассвета, надо прочесть ту же молитву; но в этом случае следует произнести: «я дожил до утра, в мире, по воле Бога, настал день», и «дай мне благополучно провести этот день и сохрани меня от зла этого дня».
в) Постель не следует делать слишком мягкой. Ложась спать, надлежит обратить своё лицо в сторону Каабы (кыбла)’, и, опершись лицом на ладонь правой руки, поставленной на локоть, пробыть несколько времени в таком положении: это суннат.

2. При одевании соблюдается следующее:

а) не следует надевать предпочтительно какую-нибудь одну одежду, а что придётся из имеющегося. Пророк тоже имел обыкновение надевать различные одежды и не придерживался какой-либо одной: рубашку ли, пояс стыдливости, покрывало ли, штаны ли, богатое верхнее платье или простое, корону, шубу, плащ, ичиги, калоши — всё надевал, как случится.
г) Одежда должна быть белого цвета, это суннат, и большую часть жизни следует носить белые одежды;одевать красные и жёлтые одежды мужчинам грешно.
д) Одежду необходимо содержать всегда в чистоте; в книге Сахир сказано: «чистота неразрывно связана с верою»…
е) Людям богатым надлежит надевать хорошую одежду, чтобы этим обнаружить свой достаток, но только в таком случае, если, будучи одет в дорогие одежды, человек в состоянии удержаться от гордости и тщеславия. Учители тариката советуют надевать хорошие одежды только тем людям, которые сумели заглушить в себе голос тщеславия и победить чувство гордости.

3. г) Ходить по улице следует или обутому на обе ноги, или же обе ноги должны быть босые. Без уважительной причины не следует надевать сапог или калошу только на одну ногу: это грешно.
е) Если на улице грязно и случится встретиться в узком месте с другим человеком, то не следует очевидно для него стараться избежать пройти близко от него, чтобы не замарать своё платье о его грязную одежду.
г) Каждый из идущих вместе по улице должен стараться оказать своим спутникам уважение: если случится идти впереди остальных спутников, то следует думать, что идёшь впереди как слуга, указывая дорогу идущим позади; если же придётся идти сзади других, то следует объяснить это тем, что, отставши, выказываешь почтение впереди идущим спутникам; одним словом, при выборе себе места среди своих спутников следует подражать рыбам, плавающим в воде, т.е. вовсе не думать о том, где придётся идти: впереди или позади остальных спутников.
л) Если на дороге проходящий заметит острый шип растения или камень, которые могут причинить боль ногам прохожих, то надлежит убрать с дороги такой предмет, если это окажется возможным. Если случится высморкаться или плюнуть на дорогу, то надо засыпать землей мокроту и тогда уже двигаться далее; при этом плевать перед собой или в правую сторону не годится, надо плевать влево, назад.
м) Если по дороге встретится увечный, калека, то ему следует оказать помощь.

Глава 3
021

Приличия, соблюдаемые в общественных собраниях

0881. В собрании, где присутствуют шейхи, находящиеся в степени тариката, соблюдается следующее:
а) когда мюрид 1 придёт к своему наставнику (пиру), он должен сесть в отдалении.
б) Сидя таким образом, следует внимательно вслушиваться в наставления пира, запечатлевать слова наставника в своём сердце и стараться следовать его наставлениям.
г) Если наставник передаёт мюриду остатки своей пищи или питья, то не следует отнюдь делить с кем-либо полученное.
д) Прежде чем начать разговоре пиром, необходимо убедиться, что у наставника есть для того свободное время, а не лезть с разговором некстати. Когда найдётся удобное для разговора время, то следует, по возможности, коротко изложить то, что желательно сказать пиру.
е) Разговаривая с мюршидом 2, следует произносить слова тихо и мягко.
и) Без совета пира не следует предпринимать ничего, даже если бы к тому понуждала неотложная необходимость.
м) Разговаривая с шейхом, не следует позволять себе острот или шуток, не следует также шутить и с другими в присутствии шейха: лучше всего не разговаривать без позволения шейха.

н) В присутствии шейха не следует стараться обнаруживать своё знание или начитанность.
п) Необходимо всеми силами остерегаться ставить шейха в такое положение, когда он хотя и заметит проступок, но из деликатности должен умолчать об этом; такое молчание показывает, что шейх считает провинившегося мюрида не заслуживающим даже наставления…

0202. а) Мюрид должен считать своего пира единственным в мире и самым важным.
б) Должен верить, что пиру известны все мельчайшие обстоятельства жизни мюрида.
г) В присутствии шейха, в собрании, надо стараться сидеть прилично, без необходимости даже не шевелиться. Когда вода в чаше находится в спокойном состоянии, то всякое изображение в ней видно отчётливо, если же вода будет волноваться, то никакой предмет не отразится отчётливо на её поверхности.
д) Начиная какое-либо дело, необходимо мысленно испросить разрешения и помощи у шейха; Хазрат-Ходжа Ахрар говорит, что будет ли пир налицо или будет отсутствовать, мысли мюрида всегда находятся у пира между бровями и всё равно будут ему известны.
з) Не следует вступать в близкие сношения с людьми, не верующими в шейха, и посещать их собрания.
и) Во время собрания мюрид не должен долго и пристально смотреть в лицо шейха.
к) В присутствии шейха мюрид не должен думать о посторонних предметах; поручив себя шейху, он должен сидеть с поникшей головой, потупив взор свой.
м) На посещение собраний шейха отнюдь не следует смотреть как на удовольствие и весёлое препровождение времени; надо приходить к шейху специально за тем, чтобы получить от него наставления, необходимые при изучении тариката и вообще для благочестивой жизни.

3. Вообще при посещений собрании следует руководствоваться нижеизложенными правилами:
а) Переходя от уединения в собрание, необходимо иметь искреннее желание так поступать и не руководствоваться какой-либо задней мыслью.
б) Перед собранием необходимо совершить омовение.
в) Необходимо, предварительно очистив одежду, надушить её и своё тело; вещества, обладающие дурным запахом, следует удалить, чтобы не причинять неприятности людям, присутствующим в собрании, Надо вычистить зубы и очистить рот от запаха сырого луку, чесноку или
тому подобных вещей, чтобы не возбудить неудовольствия присутствующих в собрании.
г) Следует домогаться возможности посещать собрания хороших людей.
д) Во время «зикра»‘ следует сидеть в кругу; в этом много пользы: люди, сидящие в кругу, все обращены лицом друг к другу, все они глядят друг на друга, в таком собрании нет ни высших, ни низших мест, все сидят одинаково.
ж) В собрании следует вести себя прилично и сидеть почтительно, следя, чтобы никому не было тесно, не упираться коленями в колени близ сидящего, без разрешения двух сидящих рядом людей не следует садиться между ними; далее, сидя в собрании, надлежит непрестанно вспоминать о Боге.
з) Когда кто-нибудь из сидящих в собрании выйдет или войдёт, всем остальным следует подняться со своих мест.
и) Лиц высокопоставленных следует просить сесть повыше и приветствовать поклоном.
к) Надо остерегаться в собрании произносить неприличные слова, проявлять дурные стороны своего характера, делать неприличные движения и, вообще, надо стараться вести себя как подобает приличному человеку.
л) Людям высокопоставленным и незначительным, каждому сообразно его положению, необходимо оказывать уважение и почтение; людей преклонного возраста надо почитать как отца и стараться им услужить. С равными себе, считая их братьями, следует обращаться вежливо и почтительно; меньших себе надо принимать за своих детей, обращаться с ними снисходительно, наставляя их на всё хорошее, что может быть полезно для них.
ч) С друзьями и мало знакомыми следует обходиться в собрании внимательно и доброжелательно; такое отношение составляет высшую степень благовоспитанности как высокопоставленных, так и обыкновенных людей.
щ) Присутствующий в собрании не должен стараться уберечь от остальных, ему лично принадлежащее: надо считать, что всё, что есть у каждого члена собрания, столько же принадлежит ему самому, сколько и остальным членам собрания; это, впрочем, не касается жён и предметов, запрещённых Богом для посторонних.
ъ) Если во время собрания кто-либо из присутствующих получит приношение, то следует поделиться с остальными.
056ы) Своим братьям и близким надо прощать, если они провинились; при этом не следует заставлять их извиняться или стыдить их в лицо тем, что они сделали.
ю) Если же кто-либо заметит в своём родственнике пристрастие к чему-либо дурному, порочному, то необходимо усовестить его с глазу на глаз, пока он не раскается. Если провинившийся не внемлет увещаниям, то можно до 50 дней не разговаривать с ним; если же и эха мера не приведёт к удовлетворительному результату, то следует избегать сношений с ним и дальше до тех пор, пока раскаяние не будет несомненно.
я) Если один из присутствующих в собрании расскажет, что он совершил что-либо противузаконное, то остальные должны употребить все меры, чтобы привести его к раскаянию; если же кто выкажет намерение совершить что-либо дурное, то присутствующие должны отговорить его, своими советами удержать от дурного поступка.

4. б) В собрании неприлично зевать. Если и пришло желание зевнуть, надо удержаться от этого, прижимая крепче нижнюю губу верхними зубами. Если и этим не удастся прекратить зевоту, то следует прикрыть рот левой рукой или рукавом.
в) Во время собрания не следует дремать.
г) Неприлично стараться выделяться среди остальных своей способностьюсосредоточиваться и выказывать степень своего духовного совершенства; напротив, со смирением надо стараться скрывать своё значение. Если кто во время собрания может заняться чтением книги или благочестивым разговором о вере, то так и следует поступить; если же нет, то следует заняться каким-либо другим делом, скрывая степень своего духовного совершенства.
д) Если кто-нибудь говорит, не следует его перебивать, а необходимо выждать конца начатой речи и тогда уже самому начинать говорить.
ж) Не надо и говорить слишком много. Учители тариката советуют высказываться лишь тогда, когда душа будет покорна языку, а язык покорен Богу, т.е. говорить только искренне. Вступающему в собрание лучше всего хранить абсолютное молчание.
и) Каждый должен говорить только о том, что до него касается.
м) Никого не следует осуждать в его отсутствие, не следует и слушать, когда кто-либо дурно отзывается об отсутствующем, это грешно.

Примечания:

1. Мюрид — Последователь суфийского учения дервишей.
2. То же, что пир, — наставник, руководитель. Так называют учителей

Текст печается по изданию: «Кодекс приличий на Востоке» включённый в «Сборник материалов по мусульманству».

022

МУХАММАД САДЫК КАШГАРИ И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ «АДАБ-УЛЬ-САЛИХИН» («КОДЕКС ПРИЛИЧИЙ НА ВОСТОКЕ»)
Акбаржан Баудунов

023Мухаммад Садык Кашгари известный уйгурский историк, литератор, поэт и мыслитель.
Его философско-этические воззрения излагаются в произведениях «Адаб-уль-салихин»1 («Кодекс приличий на Востоке»). «Зубдат-ал-масаил вал-акайид» («Квинтэссенция религиозных положений и догматов веры»), «Тазкираи эсхаби кэхф» («Жизнеописание друзей по пещере»). В злободневном, остром и многогранном произведении «Адаб-уль-салихин» ярко отражена этическая мысль уйгурского народа XIX в. В нем собрано более 30 различных нравственных положений, которые, по мнению Кашгари, должны стать нормой поведения во взаимоотношениях между людьми. Это произведение несколько раз издавалось на русском языке. Текст был переведен на русский язык Лыкошиным и в 1895 г. выпущен отдельным изданием в Ташкенте2. В 1900 г. под названием «Кодекс приличий на Востоке» включен в «Сборник материалов по мусульманству»3. В 1915 году под названием «Хороший тон на Востоке»4; в 1995 году под названием «Учтивость праведных» в журнале «Звезда Востока»5.

Заслуженной популярностью в прогрессивных кругах того времени пользовалось произведение «Зубдат ал-масаил вал-акайид», написанное с целью усвоения народом важнейших норм мусульманской религии, правил морали и т. д. Книги «Зубдат ал-масаил вал-акайид» и «Адаб-уль-салихин» были хорошо известны населению Уйгуристана и некоторых соседних стран. Их использовали как учебное пособие в медресе во многих городах Средней Азии6,7.

В произведении Мухаммада Садыка Кашгари «Адаб-уль-салихин» рассматриваются не только общие вопросы этики. Значительное внимание в нем уделено повседневной норме нравственности (этикета); не остались в стороне даже самые элементарные нормы поведения человека в личной и общественной жизни.

Этикет — это, как известно, совокупность правил поведения, которых люди придерживаются при общении друг с другом. Вся жизнь человека протекает в процессе общения с другими людьми, поэтому этикет, регулирующий это общение, многообразен. Например, нормы повседневного этикета наименее строги, поскольку они допускают варианты в выборе стиля поведения. К числу стандартных этикетных ситуаций повседневного характера относятся знакомство, встреча, беседа, прощание, повседневное застолье и другие.

Основные правила культуры поведения были сформулированы великими мыслителями и поэтами Востока: Насириддином Туси в «Ахлаки Насири» («Этика Насири»), Кайковусом в «Кабуснаме», Саади в «Бустане» и «Гулистане», Юсуфом Баласагуни в «Кутадгу билиг», Ахмедом Югнаки в «Хибатул һақаиқ», Алишером Навои в произведении «Возлюбленный сердец» и другими.

Уйгурский этикет типологически схож с этикетом восточных народов, особенно исповедующих ислам. Воспитанные на традиционных моральных ценностях, уйгуры считают необходимым точно придерживаться правил этикета во всех сферах жизни. Особенно это касается поведения в гостях или общественном месте. В соблюдении правил этикета лежит источник воспитанности человека, а воспитанность – это, прежде всего, естественное поведение человека, сложившееся в результате его разумной повседневной требовательности к себе и ставшее для него нормой общения. Уйгурские мыслители, как и мыслители Востока, всегда обращали особое внимание на воспитание, поведение человека в семье и обществе, на отношения мужчины и женщины.

069

Школой нравственности можно назвать имеющий огромное воспитательное значение труд Кашгари «Адаб-уль-салихин». В этом этическом произведении он пишет о необходимости изучать каждому человеку правила культурного поведения: «Для того чтобы иметь возможность достичь высокого положения и заслужить всеобщее уважение и почет, необходимо во всех подробностях изучить общепринятые приличия на каждый случай жизни и строго придерживаться этих правил»8.

В понятие «культура поведения» Кашгари вкладывал такие нормы внешней культуры человека, как этикет — правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культуру речи, умение ясно и красиво выражать свои мысли, гостеприимство и т. д.

Самое простое, но обязательное правило этикета — приветствие, необходимость здороваться при встрече со знакомыми людьми, товарищами по работе, учебе, соседями. Приветствие — это, по существу, акт проявления дружелюбия и глубокого уважения.

Приветствие выражается непременно словами «Әссаламу әләйкүм» («Мир Вам»), а ответ на него – «Ва әлейкүм әссалам» («Вам мир»). Произвольное сокращение или изменение ответа на приветствие считается неприличным. При этом ответ должен быть незамедлительным и настолько громким, чтобы тот, к кому он обращен, непременно услышал сказанное9.

Другой обязательной деталью системы приветствия является их четко установившаяся очередность: первым здоровается тот, кто находится в более удобном положении. Например, при встрече пешехода и всадника первым это делает всадник. Кроме того, как пишет Кашгари, «высокопоставленные лица приветствуют подчиненных, конный приветствует пешего, идущий — сидящего, хозяин —слугу, госпожа — служанку и немногие первыми приветствуют собрание большого числа лиц»10.

Произносящему приветственную форму следует сопровождать речь поклоном, движением рук, плеч, головы. «Если приветствие обращается к глухому человеку, то следует его сопровождать жестом руки»11.

По мнению Кашгари, не следует приветствовать: человека спящего; в бане — не омывшегося еще от нечистот; вкушающего пищу, если пища у него во рту; хатиба во время произнесения молитв; муэдзина во время возглашения «азана»: человека, занятого совершением намаза; человека, читающего Коран; человека молящегося. Не исполняющих предписанное шариатом, развратных, бессовестных, жестоких вовсе не следует приветствовать. И если они приветствуют мусульманина, то последний не должен им отвечать.

При встрече принято обмениваться рукопожатиями. Первым протягивает руку старший или женщина, а на службе — начальник подчиненному. При этом принято складывать руки не концами пальцев, а приложением одной ладони к другой. Подавший руку первым не должен отнимать ее первым.

При рукопожатии следует придать лицу выражение приветливости. (По иракскому этикету, наоборот, при рукопожатии нельзя смотреть друг другу в глаза «Это признак дурного тона»)12.

Если кто-нибудь возвратился из путешествия, то встречающим его знакомым следует обнять прибывшего. Живущим в одном месте, если они видятся ежедневно, не следует обниматься13.

Манера ходьбы, движения тела, умение красиво себя держать являются одним из моментов культуры поведения человека. Особенно красива и грациозна походка человека с прямой осанкой; гибкими и умеренными движениями. Кашгари учит, что при ходьбе не нужно допускать ни торопливости, ни медлительности и важно быть внимательным: в местах большого скопления народа, в особенности на базаре, стараться не причинить по рассеянности кому-либо неприятностей. «Если случится встретить двух идущих рядом людей, занятых разговором, неприлично проходить между ними»14.

Заметив на дороге острый шип растения или камень, которые могут причинить боль ногам прохожих, надлежит убрать с дороги такой предмет, если это возможно. Кашгари учит, что на улице не надо сидеть без дела. Если же, по необходимости, придется сидеть на улице, то нужно в точности соблюдать все приличия, установленные для находящихся на улице. То есть следует глядеть на посторонних, отвечать на их приветствия, разговаривать исключительно о полезных предметах и помогать тем, кто терпит какую-либо несправедливость.

Существует ряд поз, на которые этикет налагает запрет. Как у себя дома, так и в общественном месте считается нарушением этикета сидеть нога на ногу (особенно для женщин) в присутствии старших зевать, чихать, ковырять в зубах после еды, скрещивать руки на груди, теребить кольца на пальцах, звенеть ключами, указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет.

Вот что пишет Кашгари о правильном поведении на общественных собраниях «Перед собранием необходимо совершить омовение. Необходимо предварительно очистив одежду, надушить ее и свое тело; вещества, обладающие дурным запахом, следует удалить, чтобы не причинять неприятности людям, присутствующим в собрании. Надо вычистить зубы и очистить рот от запаха сырого лука, чеснока и другой запашистой еды, чтобы не вызвать неудовольствия присутствующих в собрании15. Если кому-либо из находящихся в собрании придет время чихнуть, то следует стараться произвести при этом как можно меньше шума и прикрыть рот рукавами или чем-нибудь другим. В собрании неприятно зевать. Если и пришло желание зевнуть — надо удерживаться от этого прижимая крепче нижнюю губу верхними зубами. Если и этим не удастся прекратить зевоту, то следует прикрыть рот левой рукой или рукавом».

Большое значение юного поколения Кашгари придавал языку. Культура речи, считал он, ее содержательность и изящество определяют уровень как познавательный, так и нравственной зрелости личности. Каждое произнесенное слово должно быть содержательным, обдуманным, кратким и ясным. Он писал: «В собрании не надо говорить слишком много или искусственно подбирать выражения, чтобы похвастаться своим красноречием, но сопровождать речь свою жестами руки или ударять по правой ладони указательным пальцем левой — можно. Каждый должен говорить только о том, что лично его касается»16.

Выше отмечалось, что в трактовке вопросов этикета Кашгари не был оригинальным. Например, о культуре речи писал и Саади, считавший, что язык отличает человека от животного; прежде, чем произнести речь, нужно хорошо ее обдумать17.

Саади и Кашгари, так же, как и другие мыслители Востока, обращали особое внимание на умение слушать, не прерывать речь другого.

Кашгари учит, что в собрании неприлично говорить с другими по секрету или употреблять в разговоре такой язык, который не всем понятен. Если же в собрании два лица желают переговорить о чем-либо по секрету, то третьему лицу не следует приближаться к разговаривающим или стараться подслушать, что они говорят между собою18.

В жизни людей нередки такие события, как болезнь родных или близких. В этом случае необходимо посетить больного, чтобы выразить свое сочувствие, но делается это только тогда, когда это дозволено лечебным режимом. В разговоре с больным надо быть предельно тактичным, беседу вести так, чтобы не волновать его, стараться вселить больному веру в себя, в людей, которым доверено его здоровье. Посещение больного должно быть кратковременным, не утомительным для него.

Кашгари пишет: «Каждый обязан навестить своего знакомого, если он болен… При этом надо интересоваться не только одной болезнью, а общим состоянием больного»19. По мнению поэта, у больного не следует засиживаться долго за исключением случаев, когда он сам просит гостя посидеть с ним подольше. Тогда следует исполнить его желание, но, оставшись, надо стараться развлечь его веселыми, приятными для него речами20.

Кашгари также описывает правила, которые должны соблюдаться в отношениях супругов между собой. По его мнению, желающий жениться должен стараться выбрать нравственную, честную женщину. Невеста должна быть девицей. Следует выбирать такую жену, которая превосходила бы мужа четырьмя качествами и четырьмя качествами уступала ему: возраст невесты, ее рост, богатство и происхождение должны быть ниже, чем те же качества у жениха, а красота, характер, приличие и нежность — выше. Муж должен хорошо обращаться со своей женой, быть с ней приветливым, без причины не ссориться и не гневаться; если даже жена позволит себе что-либо дурное на словах или в действиях, то муж все-таки должен с ней обращаться хорошо.

Поскольку жена считалась собственностью мужа, она не должна была выходить из дома, не спросив на то разрешения мужа и без его позволения не должна пускать кого-либо в дом, не должна тратить деньги и имущество мужа. Жена должна без всякого принуждения, охотно исполнять все обязанности, лежащие на ней как на хозяйке дома. Жене следует довольствоваться теми материальными средствами, которые в состоянии предоставить ей муж.

Четвертый параграф главы четвертой «Адаб-уль-салихин» Кашгари посвятил этике интимных супружеских отношений. Он пишет о том, что эти отношения должны быть основаны непременно на взаимном желании супругов. Если один из них болен или у него отсутствует соответствующее настроение, то другой не должен настаивать. Здесь же Кашгари останавливается и на правилах гигиены интимной супружеской жизни.

Наиболее важным элементом общеуйгурского этикета является гостеприимство. Прием гостя — важное событие в любой семье уйгуров. Гостеприимство понимается ими как средство заслужить уважение окружающих. Кашгари раскрывает также и обязанности гостей по отношению к хозяину, пишет о соблюдении приличий во время еды и т. д. Правила гостеприимства предусматривают, что нельзя приглашать к себе исключительно богатых людей, а надо «непременно звать их вместе с бедными. Если кто-либо приглашает к себе отца, необходимо позвать также и сына, а если в доме приглашенного во время передачи приглашения будут присутствовать близкие родственники, то необходимо позвать и их; обойти их при приглашении было бы жестоко»21.

По мнению Кашгари, не следует приходить к кому-либо на угощение без приглашения, а также без разрешения хозяйки приводить с собой лиц не приглашенных. Если же приглашение последовало одновременно от двух лиц, то надлежит сначала посетить ближнего соседа, а если оба приглашавшие — одинаково близкие соседи, то следует отдать предпочтение тому, с кем ближе знаком или дружен.

Гостей следует принимать как можно радушнее, угощать как можно лучше и оказывать им как можно больше уважения и почтения. Перед едой и после еды необходимо вымыть руки. Во время омовения после стола не следует полоскать рот, плевать в воду, чтобы не вызвать неприятные чувства у других.

По приходу гостей кушанье необходимо подавать как можно скорее, не заставляя гостей долго ждать. Не следует подавать еды и хлеба больше, чем гость в состоянии скушать. И если разломана одна лепешка, не надо браться за другую, пока не съедена первая — это будет не нужная трата (исраф). К хлебу и крошкам надлежит относиться бережно; хлеб ломать непременно обеими руками, жир с рук не обтирать о хлеб, а выпавшие изо рта крошки или зерна следует тотчас же съесть — это принесет много счастья.

Кашгари довольно подробно описывает правила, соблюдаемые при приеме пищи. Кушать надо умеренно; не следует, есть, пока хорошенько не проголодался, не надо есть много, до пресыщения — напротив, лучше поесть не досыта. Мыслитель особо подчеркивает, что существуют некоторые продукты, которые не следует, есть или пить одновременно или сразу одно за другим, потому что это вредно отражается на здоровье человека. Например, после рыбы не следует пить молоко, и наоборот, вареное мясо не надо мешать с жареным, сушеное или вяленое — со свежим. Не надо есть одно за другим два горячительных возбуждающих кушанья. Равно как и два прохладительных, холодящих. Два мягких и нежных кушанья, два твердых и грубых. Два продукта, действующих на желудок крепительно, и два, действующих послабляюще. Или одно кушанье крепительное и одно послабляющее; не надо есть продукты испорченные, издающие дурной запах и т.д.

Во время еды не следует дремать; не следует за столом повышать голос, говорить неприятности присутствующим или критиковать предложенное угощение.

Кашгари описывает также правила, согласно которым хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор, втягивая в него и застенчивых гостей. Самому же хозяину лучше говорить меньше. Умение беседовать с людьми состоит в том, чтобы дать возможность всем участвовать в разговоре. Поэт считает большим искусством как умение молчать, так и умение внимательно выслушивать других.

Если кому-то надо покинуть общество раньше, он должен сделать это не привлекая внимания других. В таких случаях прощаются только с хозяевами, объясняя им причину ухода. Если не удалось уйти незаметно, делают общий поклон оставшимся.

По окончании угощения гость должен спросить у хозяина позволить удалиться и после этого не вести продолжительной беседы. По мнению Кашгари, не следует без разрешения хозяйки уносить домой угощения со стола.

Многие нормы и принципы морали, сформулированные Кашгари, не потеряли своего значения и в наши дни. Но в его учении о культуре поведения есть и такие правила, которые устарели, не соответствуют современному этикету. Например, о том, что мусульманин не должен отвечать на приветствия неверных; о том, что надевать красные и желтые одежды мужчинам грешно; что нельзя отпускать жену на многолюдные семейные торжества — «той» («свадьба»), поминки и др.

Несмотря на то, что книга «Адаб-уль салихин» была написана давно, она до сих пор не потеряла своего воспитательного значения. Она предлагает людям в своих поступках исходить из простых общечеловеческих норм нравственности.

Современные нравственные идеалы народов, основанные на творческом усвоении прогрессивных традиций прошлого, получили свое дальнейшее развитие, обогащаясь новыми национальными традициями. У народов Средней Азии и Казахстана до сих пор сохранилась традиция «хашар» — взаимной помощи и поддержки в трудных ситуациях, а также старинная уйгурская игра «машрап», известная еще под названием «Оттуз огул» («Тридцать молодцев») или «Садык достлар» («Верные друзья»).

В воспитании личности нравственные идеалы всегда играли важнейшую роль. А общечеловеческие принципы поведения человека, нормы взаимоотношений людей, отраженные в этическом произведении Кашгари в его труде «Адаб-уль-салихин», можно по праву считать школой этического и эстетического воспитания.

________

Примечания:

1.Мухаммад Садык Кашгари. Адаб-уль-салихин. (на уйгурском языке). Материалы ИВ им. Абу Райхан Бируни. НАН Узбекистана инв. № 7478.

2.Кашгари Мухаммад Садык. Кодекс приличий на Востоке (Адаб-уль-салихин). Перевод Н.С. Лыкошина. – Пб, 1915 г.

3.Кашгари Мухаммад Садык. Кодекс приличий на Востоке (Адаб-уль-салихин). Сборник материалов по мусульманству — т.2 Ташкент, 1900г. — С.21-83

4.Кашгари Мухаммад Садык. Хороший тон на Востоке (Адаб-уль-салихин). Перевод Н.С. Лыкошина. Пг. 1915 г.

5.Кашгари Мухаммад Садык. Учтивость праведных (Адаб-уль-салихин). Перевод Н.С. Лыкошина. Звезда Востока — Ташкент, 1995 г.

6.Кутлуков М. Мухаммад Садык Кашгари (уз.яз.) — Ташкент, 1968 г. — С.9

7.Нарынбаев А.И. Прогрессивная общественно-философская мысль уйгуров второй половины XIX в..— Фрунзе, «Илим», 1988 г. С. 147

8.Кашгари Мухаммад Садык. Кодекс приличий на Востоке С.-24.

9.Там же.- С.25.

10.Там же.- С.27.

11.Там же.- С.26.

12.Амирьянц Н.А., Самир ат-Тайар. Иранский этикет. Этикет народов Передней Азии: сб. статей. — М. 1988 г.- С.74

13.Кашгари Мухаммад Садык. Кодекс приличий на Востоке С.-29.

14.Там же.- С.35.

15.Там же.- С.41.

16.Там же.- С.43.

17.Саади. Гулистан. — М: Издательство восточной литературы, 1959 г.П.- С.64.

18.Кашгари Мухаммад Садык. Кодекс приличий на Востоке С.-48.

19.Там же.- С.51.

20.Там же.- С.52.

21.Там же.- С.58.

(Tashriflar: umumiy 4 465, bugungi 4)

Izoh qoldiring