31 января 1884 года родился cлавный сын Азербайджанского народа Мамед Эмин Расулзаде.
«Мы — тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель — сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура — наша святая цель, наша яркая путеводная звезда» (М.Э.Расулзаде. «Дорога, которую мы выбираем»).
31 января 2014 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из основоположников Азербайджанской Демократической Республики, председателя Национального совета Азербайджана Мамеда Эмина Расулзаде.
В целях обеспечения проведения 130-летнего юбилея выдающегося общественно-политического деятеля Мамеда Эмина Расулзаде, имеющего большие заслуги в реализации идеала независимости нашего народа, возрождении национально-государственного устройства на основе исторических традиций государственности Азербайджана, широком распространении идей национальной независимости и внесшего своей политической публицистикой достойный вклад в историю нашей литературно-общественной мысли.
М.Э.Расулзаде родился 31 января 1884 года близ Баку, в селении Новханы.
Начальное образование получил в русско-мусульманской школе под руководством известного просветителя С.М.Ганизаде, затем учился в бакинской технической школе. Расулзаде рано приобщился к политической борьбе. В 1902 году он создал кружок под названием «Мусульманская молодежная организация».
«Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих» (из воспоминаний М.Э.Расулзаде).
В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации «Гуммет» при Российской социал-демократической партии.
В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как «тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность», большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде.
Революция 1905 года вывела его на большую дорогу публицистической и практической деятельности. В эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным. Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве.
М.Э.Расулзаде публиковался в журнале «Фиюзат», газетах «Иршад» и «Текамюль». Некоторое время он и сам был редактором этих газет.
М. Э. Расулзаде, помимо публицистических работ, проявлял интерес и к художественному творчеству, писал стихи и пьесы.
В 1908 году была осуществлена постановка его пьесы «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой — «Неожиданная беда».
После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран.
В Иране М.Э. Расулзаде продолжил свою революционную деятельность, став активным участником революционного движения против шахского режима. В 1910 году М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами основал Иранскую демократическую партию. В том же году он начинает издавать газету «Иране ноу», тем самым заложив основы прессы европейского типа в Иране.
Одновременно Расулзаде активно занимается публицистической деятельностью. Своими публикациями он создал историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, Ближнем Востоке и в России. Он написал более 250 статей на эту тему, большая часть материала посвящена иранской революции.
В период пребывания в Иране М.Э.Расулзаде собрал богатый материал, на основе которого впоследствии он написал исследовательскую работу «Иранские тюрки», опубликованной частями в журнале «Тюрк йурду» («Тюркское отечество») в 1911-1912 гг.
Период русской революции 1905-1907 явился, по мнению М.Э.Расулзаде, этапом перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права. Это была борьба за отмену дискриминационных законов, ограничивающих права российских мусульман, но не за идею национальной свободы. Эта идея появится в статьях Расулзаде «Национальное возрождение» позднее.
Царские власти, озабоченные активной политической и публицистической деятельностью Расулзаде, которая была направлена на ослабление российского влияния в Иране, потребовали от тегеранских властей немедленного выдворения его из страны. В этих условиях Расулзаде вынужден был эмигрировать в 1911г. в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.
Пока М.Э.Расулзаде находился в Стамбуле, в Азербайджане произошло важное событие — в октябре 1911 года бывшие «гумметисты» Т.Нагиев, Мухаммед Али Расулзаде и А.Кязымзаде основали партию «Мусават».
В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых.
Николай II в честь этого праздника подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Воспользовавшись этим, М.Э.Расулзаде в апреле 1913 года вернулся в Азербайджан и вскоре возглавил партию «Мусават». В скором времени эта партия даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья. Она сыграла большую роль в судьбе Азербайджана, в период завоевания его независимости.
С лета 1913 года в журнале «Шелале» печатается серия статей Расулзаде о языке («Простой язык — новый язык», «Новые языковеды-тюркисты» и др.)
«Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарсидского. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули, предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык«. (из ст. М.Э.Расулзаде «Язык как важный общественный фактор»).
Расулзаде в своих публикациях объяснял читателям, важность ликвидации разрыва между разговорной и письменной речью для формирования нации.
«Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью«.
В своих статьях, опубликованных в газете «Игбал», журналах «Шелале», «Басират», «Дирилик», Расулзаде научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.
Смысл всего цикла «Национальное возрождение» у М.Э.Расулзаде сводился к тому, что самое ценное из всех возрождений — это национальное возрождение.
Начиная с осени 1914 года в течение трех месяцев Расулзаде разрабатывал проблему национального возрождения. В серии статей «Национальное возрождение» он научно-теоретически обосновал идею национального возрождения.
Так представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанцев:
«Мы — тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель — сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура — наша святая цель, наша яркая путеводная звезда» (ст. «Дорога, которую мы выбираем»).
Два мусульманских съезда, прошедшие весной 1917г., сделали М.Э.Расулзаде лидером российских тюрок.
Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции:
«Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения» (из выступления М.Э.Расулзаде на съезде).
Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятелимусульманских и тюркских народов России (А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, и многие другие). Однако центральной фигурой съезда стал М.Э.Расулзаде, который выступил с докладом по главному вопросу повестки дня съезда, политическому устройству страны.
«В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис «национального государства», и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана» (М.Б.Мамедзаде).
Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия «Мусават» стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, главным пропагандистом национально-освободительных идей.
«Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я — мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов«.
Расулзаде считал, что будущая государственность должна покоиться на двух началах — общечеловеческие интересы, с одной стороны, и свобода самостоятельного развития отдельных национальностей — с другой.
Так говорил М.Э.Расулзаде на съезде 3 мая 1917 года.
М.Э.Расулзаде в своем докладе на съезде отвергая идею мусульманской нации, подчеркивал, что «не существует мусульманской нации, а есть нации, исповедующие ислам». Одновременно он доказывал самобытность отдельных тюркских народов.
Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, выдвинутая М.Э.Расулзаде радикальная резолюция, предусматривающая федерализацию России на основе принципа национально-территориальной автономии, была принята 446 голосами против 271.
Позднее он писал об этом:
«Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий.
Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции«.
М.Э.Расулзаде был основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики, провозглашенной 28 мая 1918 года. Она просуществовала всего 23 месяца.
После захвата Азербайджана большевистскими войсками в апреле 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку.
Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан.
В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в работе конференции Бакинского городского совета.
От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.
Мало кто помнит, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Биби-Эйбате 29 сентября 1907 года.
По прибытии в Москву М.Э.Расулзаде с помощью Сталина устроился работать в Комиссариате по делам национальностей в должности уполномоченного по вопросам печати.
Одновременно в подчиненном наркомату Московском институте востоковедения он преподавал фарсидский язык. В органе наркомата — журнале «Новый Восток» — в N1 за 1922 год был дан анонс, что в следующем номере будет помещена статья М.Э.Расулзаде «Коммунисты Древнего Ирана». Но статья эта не вышла. Видимо, в связи с неожиданной эмиграцией Расулзаде из Советской России.
В ряде источников можно найти указание на то, что члены партии «Мусават» с помощью знаменитого татарского политика М.Бигиева устроили ему побег из Петрограда в Финляндию и оттуда в Турцию.
Сохранилось письмо написанное Мамед Эмином Иосифу Сталину в эмиграции[1].
После двух лет свободной жизни и последующих двух лет жизни под советским прессом М.Э.Расулзаде, создатель первой на Востоке республики, начал жизнь эмигранта в Турции.
Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой.
В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде «Азербайджанская Республика». В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции.
На «Празднике книги» в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию. Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал:
«Вы работали как активный борец в самое критическое для Азербайджана время, очень многие важные факты и события Вы видели с близкого расстояния собственными глазами, пребывали среди различных течений и прожили богатой приключениями жизнью… К имеющимся, естественно, у Вас положительным знаниям и эрудиции, Вы прибавили много ценных и полезных наблюдений и сведений, и все это Вы, несомненно, постарались отметить и зафиксировать в вашем труде… С этой стороны Ваш труд… послужит ценным вкладом в наши печатные издания, ибо затронутая в нем тема касается вопросов, связанных со святой, дорогой независимостью и будущностью Баку, экономическое и политическое положение которого имеет всемирное значение, и Азербайджана и по этой причине — всего тюркизма«.
В 1924 году М.Э.Расулзаде основал в Турции Национальный центр Азербайджана, главной целью которого являлась консолидация азербайджанской политической эмиграции в борьбе с большевистской оккупацией и восстановление государственной независимости Азербайджана.
Он также создал и лично возглавил Заграничное бюро партии «Мусават». Приступили к публикации альманаха «Новый Кавказ» — главный пропагандистский рупор обеих организаций.
Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок.
Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:
«Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия «Мусават» мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.
…
Привет. И.Сталин. 16 сентября, 1923 г.».
Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин.
После «Нового Кавказа» в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи «Азери-Тюрк» (1928-1931), «Одлу юрд»(«Страна огней»)(1929-1930), еженедельник «Билдириш» («Сообщение») (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости.
В те годы М.Э.Расулзаде опубликовал книги: в Стамбуле — «Крах революционного социализма и будущее демократии», «Нация и большевизм», «Кавказские тюрки»; в Париже — «О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой» (1930 г.), в которых он неустанно выдвигал свежие идеи о развитии наций и строительстве нового общества.
В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга.
На волне этого сговора М.Э.Расулзаде в 1931 г. был депортирован из Турции.
Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах.
В 30-х гг. Расулзаде был одним из активных участников и лидеров движения «Прометей», объединившее представителей политэмиграции нерусских народов СССР. В эти же годы он издавал газету «Независимость» (1932-1934), альманах «Освобождение» (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале «Кавказ» (1932-1938) и франкоязычном «Прометей» (1928-1939), издававшихся в Париже.
После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию.
С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал «Азербайджанский культурный кружок», в 1952 году начал издавать альманах «Азербайджан», тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории.
6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре в возрасте 71 года.
Похоронен на кладбище «Асри» в Анкаре.
В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее:
«За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно«.
UNUDULMAZ FACİE
Mehemmed Emin Resulzadenin Soyqirimin 1ci ildonumunde “Azerbaycan” (31 Mart 1919 ) qezetinde cap etdirdiyi meqale.
Martın 31-i bize Azerbaycan tarix siyasetinde unudulmaz üç günü xatırlatıyor.
Günler var ki, sevincinin böyüklüyü ile, günler de var ki, felaket ve qüssesinin ezemeti ile unudulmaz. 31 Mart ikinci günlerden idi. Bu gün tarixin qeyd ede bildiyi “Aşura”, “Vorfolomey gecesi” kimi xainane bir suretde hazırlanmış siyasi facielerden birisi idi.
Bize deye bilerler ki, herbi-ümumi sefaheti (sehifeleri) arasında mart hadiseyi-elimesini defelerle öten esefli (teessüf edilecek) hadiseler vaqe olmuşdur. Bunun üçün dexi mart günlerinde Bakı soqaqlarında icra olunan mezalim ve qitali Erebistanın qızğın çöllerinde ve yaxud Firengistanın inqilabla qaynar şeherlerinde hadise olan uzaq misalları ile müqayise etmeye ne hacet!
Evet doğrudur, doğrudur ki, Belçikada, Serbiyada, Türkiyede, Acarıstanda, nehayet Kars, Muş, Van ve sair yerlerde, hetta herbi-umumiden resmen xaricde qalan İranda, Urmi, Selmas ve Xoyda şeklen Bakı hadisesine benzer ve belke de bundan daha feci hadiseler vaqe olmuşdur.
Bunlar doğrudur.
Biz Bakıdakı mart hadiselerini yada salarken o günlerde icra olunan vehşete, zülme, yaxılan xanimanlara, parçalanıb da divarlara mıxlanan yavrulara, hetk olunan (parçalanan), irz ve namuslara dexi etfi-nezer ediyor — insanın bir anda dönüb canavardan da bedter hala düşmek leyaqetinden dexi olduğunu böyük bir hissi-infial (xecaletçekme) ve şermendelikde görüyoruz.
Feqet mart günlerinin esl faciesi tekce bu cehetden deyildir. Martda söylediklerimizden ve söylemediklerimizden daha böyük, daha şeni (çirkin), daha merdud (hüquqa zidd), daha iyrenc bir hadise vaqe olmuşdu. İctimai bir inqilab nami ve perdesile ortaya çıxıb milli bir edavet icra edilmişdi. Burjuaziyaya elani-herb edilib emele (fehle) ve kasibe qırılmışdı.
“Müsavat”a xitaben elani-herb edilib, neticede sosialist, bolşevik ve müsavat — heç birisine ferq qoyulmadan kesilmek ve atılmaq üçün müselman olmaq kafi gelmişdi. Bu nöqteyi-nezerden şaumyanların Bakıda çıxartdıqları hadise leninlerin Petroqrad ve Moskvadakı hereketlerine qetiyyen benzemezdi. Orada sinfi bir herb, burada ise sinfi herb nami altında milli bir qettal, bir qetliam icra olunurdu. Bu intiqam her növ qonşuluq, inqilabdaşlıq, vetendaşlıq hissini korlatıyor, yan-yana sülh ve müsalimet ile yaşayan milletleri senelerle bir-birinden ayırıyordu.
***
Bolşevikler — “size muxtariyyet deyil, xarabalar vereceyiz”, — deyirlerdi, müttefiqleri daşnaklar da indi izah ediyorlar ki, Bakını sahiblerinin elinden çıxarmaları ile onlar ermeniliyi mühafize ediyormuşlar.
Heqiqetdir ki, martın 18-den 21-ne qeder (köhne teqvimle) Bakı türk demokratiyasının qafasında partladılan toplar, müselmanların haqqında reva görülen mezalim Azerbaycan fikrini daşıyan, müxalifet ve istiqlal eqidesi ile perverde olan vücudları mehv etmek üçün idi. Fikir öldürülmek istenilirdi. Millet kesilirdi.
Feqet kendlileri (özleri) “inqilabçı” iken, inqilabın böyük düsturunu unudurlardı: Meşeli efkari-ehrarane sönmez xunile! (Azadlıq fikrini meşeli qanla sönmez!)
Martda tökülen qanlar türklerdeki milliyyet ve hüriyyet fikrini, Azerbaycan ateşi-müqeddesini söndüre bilmedi! Bakı küçelerinde tökülen nahaq qanlar bir “pisuz”, yaxılan “ismailiyye” ise bir “iplik” işini görerek üreklerde söndürülmek istenilen hürriyyet meşelini daha ziyada tutuşdurdu.
Onlar içinde boğdurulmaq istenilen Azerbaycan fikri bu kere müsteqil bir hökumet şekli ile tecelli etdi! Bakı bir qan ve bir fitne ocağı deyil, paytaxtımız oldu!
Bu gün mart hadiseleri kimi böyük bir riyazet neticesinde kendi haqqını istirdad etmiş (geri almış) olan paytaxtımızda 31 mart şühedasının ruhi-mezlumuna fatiheler oxuyarken bir şeyi xatırlatmaq isterem. Mart hadisesindeki müveffeqiyyetsizliyin en böyük sebebi, bunu artıq her kes tesdiq ediyor ki, cemaetimizin başsızlığı, o vaxta qeder bildiyi camaat xadimlerine ve siyasi firqe reislerine deyil, qeyri-mesul adamlara, ağlından ziyade hissiyyatına tabe şexslere uyduğu olmuşdur. Le elhemd (şükürler olsun), bu gün o veziyyetde deyiliz. Milletin müqedderatından mesul hökumete, parlamana malikiz.
Hökumet ve parlamanımızın bütün nöqsanı ile beraber, bir meziyyeti var ki, böhranlı ve mesuliyyetli deqiqelerde millete başçılıq eder, onu her hissiyyata qapılmış yol öten “mücahid”lerin şerinden saxlaya biler.
Bunun üçün lazımdır ki, biz bütün herekatımızda etidaldan (mötedillikden) uzaqlaşmayıb sükun ve intizamı pozmalıyım. Tetil heyeti bizi bu gün mateme devet ediyor. Bu devete icabet ederek bütün heyatı durduraraq mart şühedasının ruhi mezlumi qarşısında diz çökelim, çökelim de deyilem ki:
— Siz mezlum oldunuz, biz sizin mezlumiyyetinizi telafi etdirmek (evezini çıxmaq) üçün qanınız bahasına aldığımız hürriyyet ve istiqlalı berk saxlayacağız!
M.E.RESULZADE
“Azerbaycan”, 31 Mart 1919
ПИСЬМО МАМЕД ЭМИНА РАСУЛЗАДЕ И. В. СТАЛИНУ
Уважаемый Сталин!
Мои друзья очень удивились, узнав, что меня выпустили из тюрьмы особого отдела. И я их понимаю: ведь многих рабочих расстреливали только за то, что они были простыми членами мусаватской партии. Я же был ее лидером. Но это чудо оказалось возможным благодаря Вам, именно Вы вспомнили о нашей прежней дружбе и вытащили меня из бакинской тюрьмы.
Эта дружба помогла мне и в Москве. Конечно, и мне пришлось испытать трудности, но не больше, чем остальным. Я даже пользовался некоторыми привилегиями, и все это благодаря Вашей заботе, за которую я Вам очень признателен.
Тем не менее, уезжая из Москвы, я не повидался с Вами, потому что решил бежать из России. Думаю, Вы меня поймете: я не мог спросить у Вас разрешения, потому что не верил, что Вы меня отпустите. И тогда мне пришлось бы навсегда распрощаться с мечтой уехать из России. Но я даже не мог думать об этом, потому что это означало отречься от того, чему я посвятил всю свою жизнь, обречь себя на вынужденное бездействие и роль стороннего наблюдателя того, что происходит сейчас в России.
А то, что сейчас происходит в России, практически ничем не отличается от того, что происходило здесь сто лет назад. Так же, как и сто лет назад, Россия вновь присоединяет к себе все новые и новые колонии.
История распорядилась таким образом, что пришедшая к власти коммунистическая партия, полностью отступив от своих прежних идеологических установок, решила вновь возродить российскую империю. Это произошло вследствие имперских амбиций правящей верхушки и ведет к вполне определенным результатам.
Замена великодержавного шовинизма рабочим космополитиздатом ничего не меняет по сути и тоже в конечном итоге приводит к уничтожению малых наций. Кроме того, вы подавляете силой своего оружия национальные движения на Кавказе и в Туркестане и говорите, что делаете это в интересах местного пролетариата. Но ведь пролетариат возник здесь вследствие царской политики русификации и составляет ничтожное меньшинство. И ради интересов этого меньшинства вы без тени сомнения растоптали законное право абсолютного большинства местного населения на самоопределение и независимость.
Итак, совершенно ясно, что провозглашенная в Азербайджане и Туркестане диктатура пролетариата есть, в сущности, та же диктатура Москвы, и ничего больше. Когда столицей империи был Петроград, все было точно так же. И говорить всерьез об автономии, которую якобы получили бывшие независимые республики, просто невозможно. Азербайджанские ханства при первых царских наместниках на Кавказе были не менее самостоятельны, чем нынешние кавказские республики при секретарях Закрайкома. Если и есть какая-то разница, так только в том, что нынешние республики были захвачены гораздо быстрее тех ханств.
Зная, что жесткий централизм — это основополагающий принцип для большевиков, я и раньше говорил, что, в сущности, эта партия — имперская и что в ближайшем будущем она кардинально изменит свою политику по отношению к малым народам. В дальнейшем это подтвердилось, но в то же время за два года, проведенных в Москве, я понял и другое: восточные народы, и в частности тюркские, все равно, несмотря ни на что, обретут, в конце концов, свою независимость. Поэтому я не мог бесстрастно наблюдать за тем, как, с одной стороны, национальные меньшинства приходят от периода национального самосознания к идее национальной революции, а, с другой стороны, вы пытаетесь подорвать веру народов в свое будущее.
Все равно вы не добьетесь того, что хотите. Народы Востока будут жить так, как захотят сами, а не по коммунистическим нормам и принципам. Они будут бороться со всеми, кто будет им мешать. И будут искать союзников, тех, кто смог бы им помочь. Именно поэтому они поверили вначале принципам Вильсона, а затем — вашей декларации. Но также как принципы Вильсона были похоронены Версальским, Тройским и Севрским договорами, ваша декларация обернулась оккупацией Украины, Туркестана и Кавказа. Поэтому у моего Азербайджана есть такое же право бороться против вашей оккупации, какое имела героическая Турция в борьбе против Антанты.
Хотя я и не изменил своим политическим идеалам и продолжаю свою борьбу, хочу Вас заверить, что никогда не забуду того, что Вы для меня сделали.
С уважением,
Расулзаде Мамед Эмин.
Стамбул. Декабрь, 1923 год.
(Это письмо было опубликовано в пятом номере журнала «Новый Кавказ» от 23.01.1924. Журнал издавался в Стамбуле).
Произведения М. Э. Расулзаде
«Сиявуш нашего века» (Стамбул, 1922)
Научный труд «Азербайджанский поэт Низами» (Анкара, 1951),
«Азербайджанская республика» (Стамбул, 1922)
«Современная азербайджанская литература» (Берлин, 1936)
«Азербайджанская литература» (Варшава, 1936)
Книга переводов «Образцы русской литературы» (Стамбул, 1912)
Переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914)
Книги «Народовластие» (Баку, 1917)
«Какое нам полезно правительство?»(Баку, 1917)
«Азербайджан и его независимость» (Париж, 1930)
«О пантюркизме» (Париж, 1930)
«Современная история Азербайджана» (Анкара, 1951)
«Воспоминания о беседах со Сталиным» (Анкара, 1954)
«Крах революционного социализма и будущее демократии»(Стамбул)
«Нация и большевизм»(Стамбул)
«Кавказские тюрки»(Стамбул)
«О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой» (Париж, 1930)
Мамед Эмин Расулзаде
Сборник произведений и писем
Данный сборник посвящен 55-й годовщине со дня смерти Мамеда Эмина Расулзаде, основоположника Азербайджанской республики, писателя и журналиста. Здесь впервые публикуются перевод его знаменитой книги «Азербайджанская республика», изданной в Турции в 1923 г., его ранее неизвестные научной общественности статьи, посвященные внутриполитической ситуации в СССР и в Азербайджанской ССР в 1920-1930-х годах. Впервые перепечатаны его статьи, вышедшие в парижском журнале «Promethee» («Прометей») с середины 1920-х до конца 1930-х годов, а также его письма. Публикуемые материалы существенным образом расширяют представления о жизни этого человека и его многогранном творчестве.
Айдын Балаев
«Мамед Эмин Расулзаде»
В книге рассказывается об одной из ярчайших фигур политической истории Азербайджана XX столетия — Мамеде Эмине Расулзаде. Он был основателем идеологии азербайджанизма, послужившей теоретической основой для создания современной азербайджанской государственности в мае 1918 года. Книга охватывает различные этапы жизни и деятельности М.Э.Расулзаде — от первых его шагов на политической арене до периода эмиграции, когда он в тяжелейших условиях чужбины продолжал свою бескомпромиссную борьбу за азербайджанский идеал.
Особое внимание в книге уделено деятельности М.Э.Расулзаде в 1917-1920 годах. В эти годы, будучи признанным лидером освободительной борьбы азербайджанских тюрков, он не только определял стратегическую линию национального движения, но и непосредственно руководил процессом зарождения и становления Азербайджанской Демократической Республики, первой республики на всем мусульманском Востоке.