Барзу Абдуразаков: Мы вернемся лишь тогда, когда станем нужны.

002

   Известный таджикский режиссер, писатель, драматург Барзу Абдуразаков ответил на вопросы читателей таджикского информ-агентства «ASIA-Plus». В связи с тем, что Абдуразаков в настоящее время проживает в Бишкеке и активно работает с новым коллективом, ответить на вопросы соотечественников он смог только сейчас. Нампомним, что он работал и в Ташкенте, ставил спектакли в узбекских театрах.

001

 007Барзу Абдуразаков известен как режиссер,писатель и драматург. Он родился в 1959 году.Он окончил Таджикский государственный институт искусств имени Турсунзаде, а затем — ГИТИС, поставил 53 спектакля в разных странах, в том числе в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Франции, Германии и России. Его «Рассказ о кулачном бойце» по произведениям Саади получил приз за оригинальный подход к произведению Международного фестиваля площадных театров в Мариване (Иран).

В Душанбе за последние годы он выпустил мюзикл «Безумие. Год 93-й» о событиях Великой французской революции, объединив тексты Петера Вайса и Виктора Гюго, а также «Эмигрантов» Славомира Мрожека. В киргизском театре «Учур» поставил «Долгую дорогу в Мекку» по собственному произведению, вышедшему отдельной книжкой.

07 Но самый знаменитый спектакль Абдуразакова — «Исповедь». Текст написан самим режиссером, издан во Франции. Это, как говорят специалисты, второй случай, когда таджикского автора переводят на французский язык (после того, как Луи Арагон и Сатри Ёлле перевели «Воспоминания» Садриддина Айни).

«Исповедь» поставлена в Белоруссии, в Гомельском областном драматическом театре Богдана Орловского, а спектакль таджикского Русского драматического театра — лауреат Гран-при имени Кирилла Лаврова на международном фестивале «Встречи в России». Премьера его состоялась в Париже. С тех пор «Исповедь» — постоянный участник международных российских и европейских фестивалей.

«Исповедь» состоит из монологов женщин разного возраста, социального статуса, семейного положения: нищенки и высокопоставленной чиновницы, простой учительницы и пенсионерки, домашней хозяйки и девушки легкого поведения.

Речь в рассказах идет о личной жизни: любви, семье, измене, разлуке, радости материнства, мимолетности счастья. Каждая женщина находит психологическое оправдание своих поступков — точь-в-точь как хороший актер ищет объем роли: «играя злого, ищи, где он добрый» и — наоборот. А все актеры театра очень хороши (Мавлона Нажмуддинова, Зулфия Садикова, Ниссо Мамаджанова, Фируза Рахмонова, Марина Ярмолик, Мунира Дадаева — известна по работе в российском сериале «Офицеры»).

Миниатюры выполнены в разных жанрах: комедии, мелодрамы, драмы, трагедии. Последний монолог — от лица матери, разыскивающей пропавшую дочь (эту роль грандиозно играет старшая актриса и мать самого Барзу Абдуразакова — Фатима Гулямова). Эта история обобщает все предыдущие, она символична — будто сама родина ищет своих потерянных, оторвавшихся от корней, традиционного уклада и ценностей дочерей. При этом женщины, сидящие в зрительном зале, будь то в Таджикистане, России или Франции, могут узнать себя в той или другой героине спектакля. В камерных на первый взгляд монологах, как в зеркале, отражается эпоха. Частные истории отзываются «судьбой человеческой, судьбой народной».

Спектакль играют на малой сцене, декораций минимум, стулья (по числу действующих лиц) и яркие зонтики, с которых свисают гирлянды искусственных цветов. Действие начинает мужчина (Хуршед Мустафоев), напоминающий конферансье из фильма Боба Фосса «Кабаре», худой и гибкий, как хлыст, с густо набеленным лицом и нарисованной ехидной улыбкой, он в танце выводит на авансцену то одну актрису, то другую и оставляет их наедине со зрителем.

Кажется, что пьеса Барзу Абдуразакова выполнена в эстетике «документального театра». Это такая, модная нынче методика, когда актеры или драматурги записывают рассказы реальных людей, а потом — максимально близко к первоисточнику — переносят их на сцену. Но Барзу Абдуразаков эту версию опровергает

Известный таджикский режиссер ответил на вопросы читателей «АП». В связи с тем, что Абдуразаков в настоящее время проживает в Бишкеке и активно работает с новым коллективом, ответить на вопросы наших читателей он смог только сейчас.

Барзу Абдуразаков:
МЫ ВЕРНЕМСЯ ЛИШЬ ТОГДА,
КОГДА СТАНЕМ НУЖНЫ

011

Вопросы от читателя Рустама:

Уважаемый Барзу, у меня к Вам несколько вопросов:

1. Как Вы относитесь к распаду СССР, Вам от этого стало лучше и свободнее жить, или Вы жалеете о распаде? Что Вам нравилось тогда, а что нет? И вообще, какие у Вас остались воспоминания о детстве/студенческих годах?

098Вы знаете, конечно же, СССР – это была империя, в ней было очень много хорошего. Я жалею о том, что мы потеряли огромный пласт уникальных людей, которые когда-то жили с нами – это русские, осетины, евреи. Пространство для всех нас было единым. В любом уголке СССР мы чувствовали себя как дома. В СССР не брали взяток. Мы не могли представить, что педагогам нужно давать взятки. Я учился в двух вузах, и никогда такой ситуации не было. Мы жили в таком старом мире комсомольских иллюзий. У меня иногда возникает глубокая ностальгия по тому времени, по тем людям, по той уверенности в будущем. Сегодня страшно думать, что будет завтра. А тогда люди знали, что будет завтра, через месяц. Тогда мы получали оклады, пусть небольшие, но, тем не менее, с этим окладом можно было жить месяц. По окончанию университета я получал 125 рублей. Конечно, на них невозможно было шиковать, но мне этого хватало. Тоскуя по СССР, я тоскую по людям, по своим преподавателям. Я понимаю, что и у истории тоже своя логика. Я тогда понимал, что это страна долго не просуществует. Прошло 12 лет, и огромной страны не стало. Это было ясно, потому что так невозможно было жить. Эта страна жила иллюзиями и обманом, и этот обман должен был лопнуть. И туда ей дорога, будем дальше жить…

2. Расскажите вкратце о своей семье — супруге и детях, сколько у вас детей, сколько им лет?

Мою супругу зовут Шоира, она журналистка. Моего старшего сына зовут Бехруз, он дизайнер, фотограф, архитектор. Он и художник. Ему 27 лет. Моего среднего сына зовут Каюмарс. Он студент второго курса РТСУ, факультета международных отношений. Ему 21 год. Мою младшую дочку зовут Ханно. Ей 4,5 года. Она у нас единственная девочка.

3. Я слышал, что вы работали в Бишкеке. Это правда? Что Вас заставило туда поехать?

Это правда. Я сейчас нахожусь в Бишкеке. Ставлю пьесу Монте Кристо — Дон Жуан. Приняли меня замечательно, и окружают меня замечательные люди. Я понимаю, что театр в РТ многим становится не нужен, и режиссеры тоже не нужны. Поэтому, когда Министерство культуры Киргизии пригласило меня на работу, и дирекция Академического русского театра им. Айтматова также просила меня приехать к ним, и сотрудничать с ними, я с радостью согласился и приехал сюда.

4. О чем Вы мечтаете, и что Вас в этой жизни больше всего угнетает?

098 Я мечтаю, чтобы в моей семье всегда были достаток, любовь, чтобы мои родители жили подольше, я их очень люблю. Я хочу, чтобы мои дети были счастливы. Я хочу, чтобы я был тем же самым, а может, даже стал лучше. Я хочу искренней жизни. И она не прошла даром. Я мечтаю о том, что когда наступит мой час, и мне нужно будет покинуть этот мир, было бы меньше горьких сожалений… Я мечтаю, чтобы не было войны, и в моей стране процветало благополучие, и Таджикистан не стал той страной, за которую было бы стыдно. Я хочу, чтобы моя страна достигла такого уровня, чтобы все таджикистанцы гордились ею. Я мечтаю подольше пожить, увидеть мир и познать эту планету, больше узнать себя и людей. И чтобы моя профессия была бы полезной людям. Я хочу, чтобы люди, которые приходят ко мне на спектакли, уходили непустыми. Чтобы спектакль приносил им радость и сделал их немножко счастливыми.

Угнетает меня равнодушие. Меня всегда убивали равнодушные люди. Я их всегда больше всего в жизни боялся. И всегда старался избегать именно равнодушных людей. Я всегда любил людей, у которых есть определенная позиция по какому-то вопросу. Она может мне нравиться, а может и не нравиться, но у человека должна быть своя позиция. Но отвратительно, когда человек равнодушен. Меня угнетает вероломство, ложь, предательство. Меня угнетает непрофессионализм на работе. Меня угнетает, как люди театра относятся к театру. Меня угнетает то, во что превращается моя страна сегодня. И, увы, я вижу недобрые последствия этого. Это меня очень угнетает.

5. Перечислите, пожалуйста, в порядке приоритетности проблемы театра, искусства, культуры и экономики, которые должны решаться незамедлительно.

Если мы говорим о стране, то приоритет, в первую очередь, я бы отдал просвещению и образованию. Потом я отдал бы приоритет культуре. Потому что от этих двух основ зависит и экономика, и процветание страны, ее развитие и даже вооруженные силы. Просвещение и культура — это две фундаментальные основы развития любой страны. Если страна отбрасывает эти основы на задний план, тогда этой стране конец.

6. В каком театре Таджикистана Вы в настоящее время работаете?

Я сейчас не работаю в Таджикистане.

7. Я помню, Ваш портрет висел в фойе театра имени Лахути наряду с портретами других выдающихся работников культуры/театра и кино. Недавно я был там, но Вашего портрета не обнаружил. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

Мой портрет там никогда не висел, Вы, наверное, ошиблись.

8. Есть ли у Вас желание или намерение уехать из Таджикистана, если да, то куда?

Я уже нахожусь в Бишкеке.

9. Каким вы видите будущее Таджикистана?

098Я как таджик и таджикистанец люблю свою страну. Наверное, люблю больше тех, кто бьет себя в грудь и орет на всех углах о любви к этой стране. Я ее очень люблю. Там моя мать, там мои родители, там моя родина, там моя малая родина, там мои дети, там мои друзья, моя школа. Там все. Но, увы, будущее в Таджикистане, если страна и дальше будет идти тем темпом, что идет сейчас, очень плачевно. Я не знаю, после того, как вся эта нить оборвется, когда наступит час, сможем ли мы спасти нашу страну или нет?? Вот это меня беспокоит. Вот это безобразие, которое творится в моей стране, когда это все кончится, сможем ли мы спасти нашу страну? Дай Бог, чтобы все закончилось мирно, но у меня довольно-таки тревожное ощущение, как у 80% населения моей страны. К сожалению, я ничего поделать не смогу. Если бы я мог что-то изменить, но я понял, что менять что-либо бесполезно. Тем более, что я не уехал, не покинул эту страну, я поехал работать.

2. Вопросы от Аскара Сэсэ

Уважаемый, Барзу! Спасибо за то, что Вы у нас есть! Мы гордимся Вами! Несколько вопросов:  Каким вы видите и оцениваете настоящее Таджикистана?

Я ответил на этот вопрос выше. Оно довольно плачевное.

Как считаете, что в Таджикистане в первую очередь надо сделать сегодня, чтобы в стране и в жизни граждан страны наступили значимые изменения к лучшему?

Заняться просвещением. Если мы хотим, чтобы наша страна была развитой, то нужно заниматься просвещением. Народ нужно образовывать. Нация должна быть образованной и просвещенной, тогда все проблемы постепенно будут решены.

На Ваш взгляд, что надо сделать и как сделать, чтобы повысилась политическая и общественная активность граждан страны?

Я вновь повторю, что нация должна быть просвещенной! Видите, все связано с просвещением нации. Насколько нация образованнее, настолько политически активна, и она будет требовать свои права. Тогда нация не будет рабом, не будет бояться гаишника, не будет бояться каждого мерзавца, который ни за что ни про что остановит его.

Что надо сделать власти, нам, СМИ РТ, чтобы побороть безразличие и равнодушие основной части населения (граждан страны) к своему будущему и судьбе своей страны?

Это мертвый вопрос, потому что власть, которую мы имеем, больше ничего и не сделает, чтобы у людей была гордость, достоинство. Она сделает все, чтобы все оставалось на прежнем уровне, или еще хуже. Здесь изменить ничего невозможно, если даже что-либо изменится, то изменить должен сам народ. Если у него еще осталось капелька достоинства, он возьмется за себя. Эта власть больше ничем не поможет народу.

Вы планируете активно участвовать в политической жизни страны?

Вряд ли. Я являюсь гражданином этой страны, я очень люблю эту страну, обожаю мою родину, но в ближайшее время я буду заниматься исключительно театром. Потому что я не вижу перспектив. Возможно, я просто ухожу в театр.

Еще раз Вам большое спасибо за ваши труды и творчество. Желаю Вам успехов в творчестве, здоровья и возможности свободно творит! Спасибо.

3. Вопрос от Хуршеда:

Здравствуйте, уважаемый Барзу!

Мне кажется, что Вам легче работается везде, кроме Таджикистана. Может, парочка театральных постановок типа «Спасибо за самый высокий флагшток» решат все вопросы? Многие так делают, в итоге — звания, почет, деньги!!!

В профессии очень важно сохранить самого себя. Ничто — никакие условия, квартиры, дома, машины больше не смогут заменить вашего достоинства и вашей чести. Мне кажется, что моя честь мне дороже всех благ. И моё творческое достоинство мне дороже всего остального.

4. Вопрос от вашей поклонницы Лолы:

Барзу, очень жаль слышать о том, что Вы приняли приглашение возглавить театр в другой стране. Но это наша реальность и думаю, Вы делаете свой выбор. Мы Вас очень любим и поддерживаем. Я видела многие Ваши работы и всегда восхищалась ими. Я знаю Ваших известных родителей и, конечно, сердце кровью обливается, что такие люди, как Вы покидают страну. Мой вопрос: какие перемены могут произойти в стране или решения высших властей, чтоб Вы могли вернуться и работать на благо своей Родины? Заранее благодарю Вас за откровенный ответ.

098Когда я понадоблюсь моей стране, она меня позовет. Неважно, где я… но, я чувствую, что ни я, ни мои друзья, ни мои друзья режиссеры, поэты, ей не нужны. Мы все готовы по первому зову вернуться и помогать. Ничего нам не надо, нас нужно позвать и сказать: вот вам условия, вот вам …. Пожалуйста, нужна ваша помощь. И мы полетим на свою родину! Но мы ей не нужны…Мы дети большой мачехи. Мы оказались для своей страны приемными детьми. Больно, но жизнь идет, а нам нужно творить, нам нужно строить, нам нужно мечтать, желать, а там это невозможно, им это не нужно. Мы вернемся все, все из Москвы, Лондона… Но вернемся лишь тогда, когда станем нужны.

5. Вопрос от Руслана:

Добрый день! Кого вы считаете лучшими режиссерами нашей страны? То есть, кого на данный момент можно назвать хорошим режиссером Таджикистана? Не только в кинематографии, но и в театре, а также в сфере массовых представлений. И есть ли перспективная молодежь, от которой тоже можно было бы ожидать хорошие представления/постановки в будущем?
Заранее спасибо!! С уважением, Руслан

Хорошие режиссеры уехали, а другие собираются уехать…

065
хдк

(Tashriflar: umumiy 1 432, bugungi 1)

Izoh qoldiring