Постижение мира, понимание своего места в нем, в системе ценностных координат, создаваемых веками, доносимых человечеству с помощью различных религий – это одна из основных тем в творчестве художника. Он стремится осмыслить духовные ценности буддизма, христианства и ислама, воплотивших в себе глобальный опыт человечества. «Изучая основы различных религий и учений, я сделал своей религией и философией любовь к Земле», – говорит художник. ( из статьи Эльмира Гюль «Графика Баходира Джалала».)
Шариф Шукуров
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ОПЫТ БАХОДИРА ДЖАЛАЛА
В годы творческой зрелости Баходира Джалала, в момент его перехода из одного жизненного периода в другой, важно отметить существенную черту его личности. Подобно математикам, которые сначала составляют мыслительный образ формулы, нашему художнику свойствен аналогичный метод мышления. Баходир умеет создать не просто прообраз будущей картины или рисунка, что в состоянии делать и иные. Прежде чем перейти к работе, он создает метафизический концепт последующего произведения. Концептом именуется внутреннее содержание понятия. Когда ты мысленно абстрагируешь реальность и понятийную структуру мира, ты обладаешь только концептом, путеводной звездой твоего творчества, той самой концептуальной «линией в вечность», о которой писал сам художник.
Такой тип мышления Авиценна называл «хайал», т.е. абстрагированное представление об уже воспринятом образе. Он, образ, перестает существовать в своей данности, мысль художника трансмутирует, преображает реальность образа в нечто другое. В результате пред нами предстает абстрагированный от эмпирики новый образ, и это, без сомнения, образ и образы Баходира Джалала, который хорошо знает, что такое «Трансформация». Именно Авиценне принадлежит выражение «нигдеград», это вновь результат отвлеченного метафизического мышления. Мы понимаем, что речь должна идти не о конкретном восприятии грез художника, а о трансвосприятии, когда в монументальных композициях мы воочию узнаем приметы потустороннего, вовсе не волшебного, а сверхъестественного, внеописуемого в пределах обычных измерений. Это vita nova, иноизмерение, другая реальность, доступная далеко не всем.
«Я сегодня проснулся, открыл глаза, провел линию в вечность, объединив день с ночью и четырьмя стихиями» —
— так, таким образом художник характеризует фундаментальную грань своего отношения к трансвосприятию мироздания.
Баходир Джалал
ИМЯ ПРОИЗНЕС КТО-ТО МОЕ…
ЭХО-СОН
Все перемещалось
В сознании моем.
Я живу во сне.
Я живу как все.
Понять я хочу
Все понятное:
Почему сумерки во сне,
Музыка слышна
У арыка в чайхане.
Стоп!
Шепотом странным, Мембранным, Имя произнес Кто-то мое …
Странным Мембранным…
Голубую,
Фиолетовую
Увидел странницу манящую
Прозрачную.
Впадины вместо глаз
Обтянуты бархатом черным,
Переливающим,
Сверкающим.
Издавая звук металлический
Мембранный,
Из блестящих колец Волной
растворяясь
В сумерках
Манила.
Я живу во сне,
Понять я хочу
Все понятное.
Свет погас
В чайхане…
* * *
…Может быть, мне приснились отрывки снов прошлых жизней, а возможно и будущих. В древних книгах писалось о том, что души могут воплощаться в человеческом образе до тех пор, пока человек не осмыслит свой приход, свою миссию на этой земле,.. Долина памяти, «вдыхающая жизнь в заблудшие души». 2005.
* * *
.. .Я живу и провожу свою творческую деятельность в одном из божественно райских уголков нашей прекрасной планеты — в Узбекистане, где я родился, где проходило мое становление и формирование, где постоянно я получаю от этой земли тот огромный заряд энергии, который называется Вдохновение…
* * *
«Я ОДИН ИЗ ВАС»
Песнь Откровения
Мое творчество на протяжении всей моей сознательной жизни —
Это отражение моего восторга и вдохновения.
Это отражение моего созерцания потоков лучезарного света.
Это отражение космических вибраций, координирующих мои атомы и молекулы.
Это гимн силе духа.
Это гимн энергии движения.
Это гимн таинству мгновения, превращенного в вечность.
Это гимн силе Любви. И осознанию Красоты.
Источник:sanat.orexca.com