7 март — машҳур француз композитори Мроис Равель таваллуд топган кун.
Морис Жозеф Равель (Ravel) (1875.7.3, Франциядаги Сибур ш. — 1937.28.12, Париж) — француз композитори. Париж консерваториясини тугатган (1905). Ижодида дастлаб мусиқий импрессионизм, 1917 й.дан неоклассицизм тамойилларини ривожлантирган. Асарлари колоритининг бойлиги, шакл ва ритмлар равшанлиги, мавзулар халқ (айниқса, испан) куйларига яқинлиги б-н ажралиб туради. «Сув ўйини», «Акс тасвирлар», «Кечки Гаспар» (1905—08) асарларида янги фортепиано услубини кашф этган. Рақс куйларига изчил мурожаат қилиб хореографик симфония («Дафнис ва Хлоя» балети, 1911), хореографик поэма («Вальс», симфоник оркестр учун, 1920) жанрларини яратган.
2 опера, 3 балет, 2 фортепиано концерти, симфоник, вокалсимфоник ва камер асарлар муаллифи. «Болеро» (1928) француз симфонизми чўққисидир. Унинг мусиқаси асосида Навоий театрида балет саҳналлаштирилган (1960). Морис Равель анъаналари Ўзбекистон композиторлари ижодига катта таъсир этган, С. Каримхўжаев «Равель хотирасига» номли хореографик поэма (1974) яратган.
Н. Заболоцкий — «Болеро»
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку на сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный —
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян…
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бруи,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Большой мастер, одаренный художник, Равель обогатил французское и мировое музыкальное искусство творениями огромной ценности. Его открытия в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыке. Морис Жозеф Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. Музыкальные способности мальчика обнаружились очень рано, и в 7 лет он начал заниматься фортепиано и гармонией.
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Уже в студенческие годы Морис создал талантливые произведения. Многое он воспринял от музыки Э.Шабрие, Э.Сати, К.Дебюсси, а также русских композиторов – А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского. Известность Равелю принесло произведение «Павана на смерть инфанты» (1899), а еще через два года он создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы. Непревзойдённый мастер оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. Такими шедеврами стали «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Дитя и волшебство» и другие. Равель – автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского. Музыка Равеля сочетает тонкую колористичность с мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным классическим идеалам – ясности стиля, чувству меры и красоты.
Во время Первой мировой войны Равель ушел добровольцем на фронт, где не переставал сочинять. Результатом стали глубоко драматические произведения, одно из которых – фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе П.Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена». В 1920-х годах Равель знакомится с русским постановщиком Сергеем Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя» с В.Нижинским в главной партии. Тогда же Равель много гастролирует по странам Европы и Америки – дает концерты как пианист и дирижёр, исполняя преимущественно свои сочинения. Всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел и заказ этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн. 22 ноября 1928 года на сцене парижской «Гранд-Опера» состоялась премьера «Болеро». Популярность этого сочинения не имеет границ. Его триумфальное шествие по концертным эстрадам мира началось сразу же после театральной премьеры. Оно вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.
В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни мозга Равель прекратил творческую деятельность. Последнее произведение композитора — «Три песни», написанные для Ф.Шаляпина. Умер Морис Равель 28 декабря 1937 года в Париже, где и был похоронен на кладбище пригорода Леваллуа-Перре. В 1975 году в Лионе был открыт концертный зал «Аудиториум М.Равеля».