Toplumun çifte standartlarından kaçamayan, derin bir yalnızlığa mahkum edilen, büyük bir özveriyle sahip çıktığı büyük aşkından dolayı kaybettiklerini zamanla idrak eden Anna’nın anneliği için verdiği umutsuz çaba, romanın her satırına yansımıştır.
В каждой строчке романа тихим эхом отзывается беспомощность усилий, которые Анна, не способная избежать двойных стандартов общества и приговоренная к глубокому одиночеству, прилагает ради спасения своего материнства, осознавая в то же время, сколько времени потеряно из-за великой любви, на которую она с большой самоотверженностью осмелилась.
МАТЕРИНСТВО АННЫ КАРЕНИНОЙ
Тюлай Сёзери
(«Anayurt», Турция)
Когда-то роман известного русского писателя Льва Толстого «Анна Каренина» произвел на меня наиболее сильное впечатление из всего прочитанного на тот момент. В нем — психологическая глубина и воздействие, которое я не могу объяснить, несмотря на прошедшие годы.
Все подмечающий, справедливый, фантастически внимательный, ясный и проницательный взгляд Толстого не пропускает ни единого вздоха, движения, душевного волнения, сомнения, силуэта. И, перелистывая страницы произведения, читатель убеждается: «Да, такова жизнь!»
В центре романа — запретная любовь молодой, красивой Анны Карениной (ее муж — представитель русской аристократии, он значительно старше ее) и привлекательного офицера, графа Вронского. Угрызения совести, противоречивые чувства, глубокая тоска по сыну, испытываемые Анной Карениной, когда она бросает мужа и сына, — в числе наиболее важных деталей романа.
Прислушавшись, несмотря на тенденции того времени в России, к голосу своего сердца, Анна Каренина оказывается в эпицентре психологического террора и социального давления, что почти что зеркально отражает ситуацию сегодняшнего дня. Но главное наказание последует от оставленного ей мужа.
Ни при каких обстоятельствах она больше не увидит своего сына. Испытывая муки от тоски по нему, Анна еженощно видит его в своих снах и преисполнена чувством материнской тревоги. Как и непозволительная любовь Анны, ее материнство также ставится под сомнение и подвергается резкой критике.
При каждом удобном случае Анна, словно вор, тайком пробирается в свой дом, чтобы встретиться с сыном Сергеем. В рамки их украденной жизни и украденного времени не умещаются проводимые вместе часы и безнадежная радость Сергея, не отказывающегося от своей матери, что бы она ни сделала. Им удается встретиться друг с другом на полуразрушенных мостах, вопреки постоянно углубляющейся пропасти. Полагаю, правильнее сказать, что роман, который так точно передает ощущение этой ни с чем ни сравнимой любви матери и сына, посвящен не столько запретной привязанности, сколько материнской любви несчастной женщины.
В каждой строчке романа тихим эхом отзывается беспомощность усилий, которые Анна, не способная избежать двойных стандартов общества и приговоренная к глубокому одиночеству, прилагает ради спасения своего материнства, осознавая в то же время, сколько времени потеряно из-за великой любви, на которую она с большой самоотверженностью осмелилась. Так и не оправдав себя в глазах общества, Анна находит только один путь выхода из тупика, в котором она оказалась, совершив самоубийство. И это, на самом деле, не случайность.
Почему, исследуя душевное состояние Анны своим мужским взглядом, Толстой взваливает весь этот груз на плечи Анны, а не Вронского, и почему так жестоко наказывает именно ее?
Думаю, понять это несложно. Ведь во многих обществах «материнство» и «свобода» — это несовместимые понятия.
Именно на этот факт и обращает внимание Толстой. Нас будто бы рассматривает пара глаз, притаившаяся между строк. Трагический конец Анны, которая так безжалостно изгнана из общества, отсылает нас к знакомой ситуации.
Живя в мире технологических чудес, мы считаем, что модернизировали наше общество. Однако разве общество своим подавляющим отношением к женщине не показывает, что изобличенные в романе проблемы существуют и сегодня?
ANNA KARENİNA’NIN “ANNELIĞI
Tülay Sözeri
Ünlü Rus yazar Lev Tolstoy’un yazdığı “Anna Karenina” adlı romanı şimdiye kadar okuduğum en etkileyici, psikololik derinliği olan, yıllar geçse de etkisini atlatamadığım bir romandır. Tolstoy’un her şeyi gören, herkesin hakkını veren, hiçbir ışığı, hareketi, ruhsal dalgalanmayı, şüpheyi, gölgeyi kaçırmayan, inanılmayacak kadar dikkatli, açık, kesin ve zekice bakışı, bu romanın sayfaları çevirdikçe okura, ‘evet, hayat böyle bir şey! ‘ dedirtir.
Roman, Rus aristokrarisine mensup, kendisinde yaşca hayli büyük bir soylu ile evli olan genç ve güzel Anna Karenina ile yakışıklı subay Kont Voronski arasında gelişen yasak aşk üzerine kurulmuştur. Bir partide tanıştığı Voronski uğruna eşini, çok değer verdiği oğlunu terkeden Anna Karenina’nın pişmanlıkları, çelişkilerle dolu duyguları, oğluna hissettiği derin özlemi romanın psikolojik ayrıntıları arasındadır.
O dönemlerin Rusya’sında sahip olduğu statüye rağmen, yüreğinin sesini dinleyen Anna Karenina’ya uygulanan psikolojik şiddet, toplumsal baskılar, bugünün aynası gibidir. Baskılar Kont Voronski’den daha çok Anna üzerinde yoğunlaşmış, en büyük cezayı ise terkettiği eşi vermiştir.
Ne olursa olsun oğlunu bir daha göremeyecektir. Her gece rüyalarına giren oğlunun özlemiyle yanıp tutuşan Anna’nın anneliği kaygılarla doludur. Tıpkı yasak aşkı gibi anneliği de sorgulanmakta, yerden yere vurulmaktadır.
Fırsat buldukça bir hırsız gibi , gizli saklı evine giden Anna’nın oğlu Sergey’le geçirdiği, saatleri, ne yaparsa yapsın annesinden vazgeçmeyen Sergey’in umutsuz sevincini, çalınmış bir yaşamın, çalınmış bir zamanın içine sığmayan, bir okyanus gibi derinleştikçe derinleşen , tehlikeli uçurumlara rağmen yıkık dökük köprüler üzerinde buluşmayı başaran ana-oğul arasında yaşanan o eşsiz sevgiyi hissettiren bu romanın aşk romanından ziyade talihsiz bir kadının anneliğinin romanı olduğunu düşünüyorum.
Toplumun çifte standartlarından kaçamayan, derin bir yalnızlığa mahkum edilen, büyük bir özveriyle sahip çıktığı büyük aşkından dolayı kaybettiklerini zamanla idrak eden Anna’nın anneliği için verdiği umutsuz çaba, romanın her satırına yansımıştır. Verdiği tüm çabaya rağmen, toplum önünde kendini aklayamayan Anna’nın içinde bulunduğu çıkmazdan ancak intihar ederek kurtulmayı seçmesi aslında bir tesadüf değildir.
Bir erkek gözüyle Anna’nın ruhsal durumunu irdeleyen Tolstoy’un Voronski’ye değil de Anna’ya neden bu kadar yüklendiğini, onu neden bu kadar ağır bir şekilde cezalandırdığını anlamak çok da zor olmasa gerek.
Zira bir çok toplumda “annelik” ve “özgürlük” bir araya gelebilecek kavramlar değildir. Bunu deneyen bir kadının, başına neler gelebileceğini tahmin etmek çok güç olmasa gerek.
Tolstoy ise bu gerçeğe dikkatlerimizi çekmektedir. Sanki satırların arasına gizlenmiş bir çift göz, bizi yargılamaktadır. Ürkütücü bir şekilde toplum dışına itilen Anna’nın hazin sonu ise, çağdaşlaştığını iddia eden toplumlara bir gönderme yapmaktadır.
Teknolojik anlamda mucizelerin yaşandığı bir dünyada, ahlaki kaygılarla kadınlarımıza eziyet edilmesi , roman da altı çizilen 1700’li yıllarda kalması gereken içi boşalmış değerlerin hala geçerli olduğunu kanıtlamıyor mu?Ne dersiniz?
M: www.anayurtgazetesi.com/