Коран – это не талисман, который можно повесить на шею, чтобы защититься от злых сил. Аллах помогает тем, кто совершенствует свой разум.Неспособность понять и интерпретировать подлинное и фундаментальное послание Корана принесло много несчастий мусульманам. Ограничивая свой круг чтения одними лишь книгами по религии и забывая о современной науке, мы нанесли огромный ущерб исламской цивилизации и потеряли свой путь в этом мире.
Махатхир бин Мухаммад
НАМ НЕОБХОДИМО НОВОЕ ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Есть такая детская игра. Ее участники усаживаются в круг, и один из них начинает шептать что-то своему соседу, тот – следующему, и далее по кругу. К тому времени, как последний ребенок передаст услышанное им первому, смысл сказанной первым игроком фразы успевает полностью поменяться. Нечто подобное, похоже, произошло и с Исламом. Пророк Мухаммад (мир ему) принес одну – и только одну – религию. И все же сегодня мы можем видеть едва ли не тысячи «исламов».
Разделенные различными интерпретациями своей веры, мусульмане более не могут играть той роли, которую они некогда выполняли в мире; вместо этого они ослабли и превратились в жертв более развитых наций. Шиитско-суннитский раскол настолько глубок, что каждая сторона осуждает последователей другой в отступлении от истины.
Убежденность в том, что религия другого – не Ислам, и ее последователи – не мусульмане, зачастую стала основным стержнем внутренних конфликтов, в которых погибли – и продолжает погибать – множество людей.
Даже среди самих суннитов и шиитов существуют разделения. Есть и другие отдельно стоящие направления.
Кроме того, наши улемы учат нас, что их слова находятся вне критики, что Ислам нужно просто принять на веру, а разум и логика здесь совершенно ни при чем. Но во что же нам тогда верить, когда каждая ветвь Ислама считает, что все остальные заблудились? Коран, в конце концов, – это одна Книга, а не две, три или тысяча.
Согласно Корану, мусульманином является всякий, кто свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха. Если более не требуется никаких дополнительных условий, то все, кто считает это утверждение истиной, должны считаться приверженцами Ислама. Однако из-за того, что мы, мусульмане, любим добавлять к этому разные условности, происходящие из самых разных источников, единство нашей религии оказалось расколотым.
Однако самой большой проблемой, вероятно, является все более растущая изоляция исламской научной мысли – и в значительной степени жизни мусульман в целом – от остального мира. Мы живем в эпоху науки, когда люди могут видеть сквозь стены, познавать удаленные тайны вселенной и клонировать животных. И все это, казалось бы, противоречит нашей вере в истинность Корана.
Это происходит потому, что современные интерпретаторы Священной Книги знакомы исключительно с заповедями самой религии, ее законами и практиками, но они не способны осмыслить достижения современной науки. Фетвы, которые они выносят, порой кажутся малоубедительными и не могут быть приняты людьми, обладающими научными знаниями.
Один почтенный проповедник, например, отказывался поверить, что человек смог долететь до Луны. Другие утверждают, что мир был создан 2000 лет назад. Возраст вселенной и ее размеры измеряются в световых годах – эти истины совершенно не понятны улемам с чисто религиозным образованием.
Эта неспособность к пониманию в значительной степени стала причиной нынешнего бедственного положения мусульман. Угнетение, убийства и унижение последователей Ислама в наши дни происходит по той причине, что мы слишком слабы, в отличие от наших единоверцев былых столетий.
Мы не должны умолять наших хулителей измениться, чтобы умма вновь зажила счастливо, нам самим следует измениться ради собственного же блага.
Итак, что же нам необходимо сделать? В прошлом мусульмане были сильны потому, что обладали знаниями. Мухаммад (мир ему) завещал читать много книг, но в Коране не говорится, каких именно.
В то время «читать» означало — читать все, что было доступно. Первые мусульмане читали работы греческих ученых, математиков и философов. Они также изучали работы персов, индийцев и китайцев.
В результате в исламском мире начался расцвет математики и науки в целом. Наши ученые развили существующее древо науки и создали новые дисциплины, такие как астрономия, география и новые разделы математики. Они ввели в обращение цифры, упростив вычисления и расширив их область применения до бесконечности.
Однако, примерно к пятнадцатому веку, исламские ученые стали ограничивать себя в познаниях различных наук. Они начали изучать одну лишь религию, настаивая на том, что лишь те, кто делает это, получат награду в загробной жизни. Итогом такого подхода стала интеллектуальная регрессия в тот самый момент, когда Европа начала активно постигать научные знания.
И пока мусульмане интеллектуально регрессировали, европейцы начали свое Возрождение, разрабатывая новые способы производства, в том числе и производства оружия, что впоследствии позволило им повелевать всем миром.
Мусульмане же, наоборот, фатально ослабили свою обороноспособность, забыв об изучении якобы светской науки и математики, а иногда и вовсе отказываясь от нее. Это оцепенение остается первоочередной причиной угнетения, от которого страдают последователи Ислама сегодня.
Неспособность понять и интерпретировать подлинное и фундаментальное послание Корана принесло много несчастий мусульманам. Ограничивая свой круг чтения одними лишь книгами по религии и забывая о современной науке, мы нанесли огромный ущерб исламской цивилизации и потеряли свой путь в этом мире.
В Коране говорится, что Аллах не изменит наше бедственное положение, пока мы сами не предпримем попыток к его изменению. Многие мусульмане продолжают игнорировать этот завет и вместо того только лишь возносят мольбы о нашем спасении и возвращении нам былой славы.
Но Коран – это не талисман, который можно повесить на шею, чтобы защититься от злых сил. Аллах помогает тем, кто совершенствует свой разум.
Махатхир Мохамад (джави: محضير بن محمد, род. 20 декабря 1925 года, Алор-Сетар) — государственный и политический деятель Малайзии, в 1981—2003 гг. премьер-министр.
Родился в семье школьного учителя. По образованию врач: в 1953 году окончил медицинский факультет Университета Малайя в Сингапуре. Вёл медицинскую практику. В 1946 году вступил в только что основанную Объединённую малайскую национальную организацию (ОМНО). В 1964 году стал членом парламента от ОМНО. В 1969 году за критику политики премьер-министра Абдул Рахмана исключён из ОМНО. Написал книгу «Малайская дилемма», которая сразу же была запрещена в Малайзии. В 1972 году при премьер-министре Абдул Разаке восстановлен в ОМНО и через год назначен сенатором. В 1972-1981 годах – заместитель премьер-министра. В 1981-2003 годах президент партии ОМНО и премьер-министр. 19 мая 2008 года, пытаясь оказать давление на премьер-министра Абдуллу Бадави и заставить его покинуть пост в пользу его заместителя Наджиба Разака, заявил о выходе из ОМНО. Вернулся в партию, как только Наджиб Разак занял пост премьер-министра.
При нём Малайзия превратилась из страны со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из «азиатских тигров». Пропагандировал «азиатские ценности» в противовес западным, возглавлял международное движение неприсоединения.
Автор концепции «Видение 2020», ставящей целью превращение Малайзии в индустриальноразвитое государство к 2020 году. Большой заслугой Махатхира считается преодоление финансового кризиса 1998 с опорой на собственные силы. В качестве превентивной меры в отношении подобных экономических потрясений в будущем доктор Махатхир Мохаммад выдвинул «проект золотого динара», который подразумевает создание обеспеченной золотом международной валюты.
Возглавлял делегации Малайзии на многих международных форумах. Инициатор создания развивающимися странами неправительственной комиссии Юга по вопросам развития. В 1987 избран председателем международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотиков и их незаконным оборотом. В июле-августе 1987 посетил Москву с официальным визитом.
Совокупность его взглядов получила название махатхиризм. В 1998 и 2007 годах выпускались марки с его портретом. В 1998 московское издательство «Летопись» издало сборник речей и выступлений Махатхира под названием «От имени своего народа».